[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** См. Толкование на [[new:kol:02:08#svt_ioann_zlatoust|Кол. 2:8]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Поскольку отчужденной от Бога нашей жизни самой собою невозможно было возвратиться в горнее и небесное место, то поэтому, как говорит апостол, //не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех// [[new:2kor:05:21|(2 Кор 5:21)]] и освобождает нас от проклятия, усвоив наше проклятие. А восприняв на Себя нашу //вражду// с Богом, происшедшую через грех, и //убив// ее в Себе [[new:ef:02:16|(Еф 2:16)]], по слову апостола (вражда же была - грех), и соделавшись тем, что и мы, Он Собою опять соединил с Богом человеческий род. Ибо этого нового //человека, созданного по Богу// [[new:ef:04:24|(Еф 4:24)]], в котором **обитала полнота Божества телесно**, через чистоту в Нем нашего естества соделав родственным и близким Отцу, Он вместе с тем привлек к той же благодати и все причастное Своему телу и сродное с Ним естество. //**Против Евномия.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Итак, в древности к каждому из святых приходило Слово и освящало приемлющих его искренно; но когда рождались эти святые, не говорилось, что Слово соделалось человеком, и когда страдали, также не говорилось, что Слово пострадало. Когда же от Марии пришел //однажды, к концу веков... для уничтожения греха// [[new:evr:09:26|(Евр 9:26)]], потому что, так благоволив, Отец //послал Сына Своего, который родился от жены, подчиненной закону// [[new:gal:04:04|(Гал 4:4)]], тогда говорится, что Слово, восприяв на Себя плоть, сделалось человеком и в этой плоти (как сказал Петр: //Христос пострадал за нас плотию//) [[new:1pet:04:01|(1 Пет 4:1)]] пострадало за нас, чтобы явно стало и все мы уверовали, что, всегда будучи Богом, освящая тех, к кому приходило, и все устрояя по воле Отца, напоследок ради нас соделалось Слово человеком, и, как говорит апостол, Божество **обитало во плоти телесно**. А это значит, что Слово, будучи Богом, имело собственное тело и, употребив его как орудие, ради нас соделалось человеком. **//Против ариан.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Не говорим мы и того, что пребывало Слово Божие в родившемся от Святой Девы как в обычном человеке, чтобы не подумали, что Христос - это богоносный человек. Ибо ведь если Слово //обитало с нами// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]] и сказано, что во Христе обитала **вся полнота Божества телесно**, то мы не думаем, что можно сказать, что, став плотью, Слово пребывало в ней как во святых, и не определяем как тождественное такому образу пребывание в Нем [Божества]. Но Слово, соединенное по природе (kata fusin) и не преложившееся в плоть, такое сотворило пребывание, какое душа человека, можно сказать, имеет в своем собственном теле. //**К Несторию об отлучении.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Закон очевидно показал единое Божество, ибо говорит о //едином Боге// [[old:ish:06:04|(Исх 6:4)]]. Явил Его и апостол, говоря о Христе: **В Котором обитает вся полнота Божества телесно**. Если же, согласно апостолу, вся полнота Божества во Христе обитает телесно, то или они согласятся с тем, что у Отца и Сына единое Божество, или, если они желают разделить Божество Отца и Сына, то если Сын имеет всю полноту Божества телесно, то что же они собираются более пространно уделить Отцу, когда ничего нет пространнее полноты, а полнота есть совершенство? Следовательно, Божество - едино. //**Пять книг о вере.**// См. также Толкование на [[new:kol:01:19#svt_amvrosij_mediolanskij|Кол. 1:19]] ===== Свт. Лев Великий ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Итак, возлюбленные, объяв любовью единственный залог христианской надежды, не будем отделяться от связи с телом Христовым, в котором **обитает**, как говорит апостол, **вся полнота Божества телесно**, и вы исполнены в Нем. Ведь когда сущность Божества бестелесна, каким образом она обитает во Христе телесно, если не потому, что плоть рода нашего стала плотью Божества? И мы исполнены Богом в Том, в Ком распяты, погребены и в Ком мы воскресли. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне** Начинает выставлять, почему не следует им слушать прельстителей тех, и тут же намекает на новую черту в их мечтательном учении. Эту новую черту надобно восставить в мысли, чтоб понятно было, как выходит: не слушайте; ибо во Христе Иисусе — вся полнота Божества. Во II веке было в силе учение гностиков, которые придумали между Богом и творением множество посредствующих сил, духов — разных степеней. Между ними была и плерома, что значит полнота. Надо полагать, что и у колосских мудрователей было что-нибудь вроде плеромы, и они выставляли ее, как победное знамя своего лжеучения, обещая от нее последователям многое и премногое. Апостол и говорит против этого; не слушайте их пусторечия; их плерома — полнота пустая, плод больного воображения, мечта; настоящая полнота, не мечтательно, а существенно — во Христе Иисусе. Почему же? Потому что в Нем обитает вся полнота Божества,—не часть какая Божества, не сила только Божества, а Само Божество всею полнотою своею. А где Божество, там все. Обитает в Нем Божество //телесне//, то есть воплощенно. Ибо Христос Иисус есть Бог во плоти, Бог Слово, Которое плоть бысть. «Сие сказано о Нем, как о человеке, в Себе носящем все Божество. Не частную какую-либо благодать, подобно Моисею, приял Христос. Он Богочеловек, и с сим видимым соединено все Божество Единородного» (блаженный Феодорит). «В Нем, говорит, обитает Бог Слово. Но не думай, что Он заключен в теле — объят, ограничен. Ибо Он и воплотился весь, и со Отцом есть весь, будучи телесно описуем и Божеством неописан. Телесне, — то есть существенно, а не образно; как душа в теле, так и Он обитает в воспринятом человеке. А душа как обитает в теле? Неслиянно и нераздельно. Поелику сказал: живет, κατοικει; то, чтоб ты не подумал, что в Нем только действовал Бог, как в Пророках (ибо и в них обитал Бог, по написанному: вселюся, ενοικησω,— в них и похожду ([[new:2kor:06:16|2 Кор. 6, 16]]; [[old:lev:26:12|Лев. 26, 12]]), Апостол прибавил: телесне, — то есть существенно, как душа в теле. Так и святой Кирилл (понимает). Или, может быть, под: //телесне// — он разумеет: воплощенно. Не так, говорит, чтоб, поживши в Нем, опять преселилось Божество, но пребывает в Нем воплощенным, одну со своею плотню имея ипостась, хотя состоит (Он) из двух различных естеств» (Экумений). «Апостол для того говорит, что в Нем вся полнота Божества, чтоб колоссяне убеждены были, что, что бы кто ни придумал о небесных силах, все то полнейшим образом есть во Христе, и никак не склонялись чтить кого-либо другого. Ибо что бы ни придумывалось о другом ком, в Нем найдется несравненно больше того» (Амвросиаст). **//Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** **Потому что в Нем обитает вся полнота Божества телесно**, а не в учениях таких людей, кои, благодаря безумствам своим, суть жилища демонов. **В Нем** же, напротив, **живет вся полнота Божества**. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** На слова: **в Том живет всяко исполнение Божества телесне**. Ты говоришь о себе, что не разумеешь сказанного: **в Том живет всяко исполнение Божества телесне**, а я думаю, что сказано: **телесне** вместо существенно. Ибо пречистым сим храмом управляла не действенность Божества, порождаемая сущностью, но самая сущность, имеющая тысячи действенностей, не частным обладающая дарованием, а составляющая источник благ. Тот, говорит Апостол, Кто царствует со Отцом, держит бразды всего премирного и правит земным, вочеловечился и с военачальническими оружиями стал во главе дружины, чтобы и их украсить, и даровать победу человеческому роду, и обратить в бегство зловредных демонов, и сокрушить высоко о себе думающего вождя их, и Церковь наполнить тьмочисленными дарованиями. Царь стал предводителем, сказано у Апостола, а не военачальник украсился царским достоинством. Царь среди дружины в зрак раба сокрыл Свой сан, а не воин присвоил себе царское достоинство. Царь был законоположником, а не воин усвоил себе право законодательствовать. Царю свойственно говорить: //Аз же глаголю вам// [[new:mf:05:22|(Мф. 5:22)]]; Самодержцу: //хощу, очистися// [[new:mf:08:03|(Мф. 8:3)]]. Имеющему неограниченную власть: //буди тебе, якоже хощеши// [[new:mf:15:28|(Мф. 15:28)]]; Владыке: //молчи, престани// [[new:mk:04:39|(Мк. 4:39)]]. Оставляю прочее сему подобное, чтобы перечислением всего не продлить слова. Если же смущает тебя страдание и то, что предпринято было против Бога, но коснулось только плоти, то выслушай, что говорит первоверховный Апостол: //Христу убо пострадавшу плотию// [[new:1pet:04:01|(1 Пет. 4:1)]]. Посему, если тот, кому вручены ключи небес, сказал, что в собственном смысле пострадала плоть, которая может страдать (ибо Божество бесстрастно), если Иудеи, как убившие Наследника, претерпели то, что выше всякого ужаса, да не смущает тебя страдание; а напротив того, да руководит к величайшему благодарению за то, что бесстрастный Царь, не допускающий и тени изменения, отдал плоть Свою на страдания и, изрекши многое, как немощный человек, чтобы сею хитростью пленить хитреца, и воздвигнув славные победные памятники, возшел на небеса, облекшись в начаток нашего естества. Если же Он, как говорят, был простой человек, украшенный Божественною благодатью, то по какой причине Иудеи, убив многих святых мужей, не потерпели ничего подобного, а тем, что претерпели Иудеи за Него, препобеждается всякое сравниваемое с сим страдание? Но очевидно по той причине, что те были святые, а соблаговоливший вочеловечиться есть Единородный Сын Божий. То самое, что принявшие страдание были не одного и того же достоинства, но что они были рабы, а Сей - Владыка, стало для Иудеев причиною нещадной казни. //Сей есть наследник// [[new:mf:21:38|(Мф. 21:38)]], - сказали делатели винограда и устремились убить наследника, а не подобного им раба, истинного Сына Домовладыки, а не одного из среды своей, украшенного достоинством всыновления. Ибо почему после рабов послан Сын, Которого надлежало почтить? Почему называется Он //вторым человеком с небесе// [[new:1kor:15:47|(1 Кор. 15:47)]]? Почему снисшел Бог и действовал заодно с Человеком? Почему //смирил Себе// [[new:fil:02:08|(Флп.2:8)]], будучи равен Богу? Почему //Бог Сына посла в подобии плоти греха// [[new:rim:08:03|(Рим. 8:3)]]? И почему не уничижаются Пречистые Тайны, когда по видимости они Тело и Кровь человека? Почему изрек: //тело же совершил Ми еси// [[old:ps:039:07|(Пс. 39:7)]]? Почему необходимо было иметь и Ему нечто такое, что мог бы принести? Почему же Собственною Своею Кровию искупил пленных? Или почему Господа славы распяли [[new:1kor:02:08|(1 Кор. 2:8)]]? Почему //Слово плоть бысть// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]]? Почему //многочастне и многообразне Отец глаголавый во пророцех//, впоследствии //глагола в Сыне// [[new:evr:01:01|(Евр. 1:1.2)]]? Или почему Сын //преискренне приобщися техже// [[new:evr:02:14|(Евр. 2:14)]]? Но чтобы, перечисляя все, не обременить твоего слуха, скажу все вместе: когда Бог выражается смиренно, это согласно с домостроительством, полезно, и нимало не вредит Его пречистому достоинству. Простому же человеку говорить что-либо божественное и преестественное есть знак самой крайней дерзости. Царю позволительно говорить и думать о себе скромно; но непозволительно говорить по-царски воину или военачальнику. Итак, если вочеловечившийся был Бог, как и действительно Он Бог, то имеет место и уничижительное; а если Он был простым человеком, то не имеет места высокое. //**Письмо 68: Пресвитеру Архавию.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Во Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности **обитает вся полнота Божества телесно**; в нас же эта полнота Божества обитает по благодати, когда мы собираем в самих себе всякую добродетель и мудрость и никоим образом (насколько это возможно человеку) не пренебрегаем истинным подражанием Первообразу. **//Главы о богословии и о домостроительстве воплощения.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Истина величайшая: в человеческом теле живет вся полнота Божества, то есть в теле Иисуса Христа. Христиане! Будьте и вы в Нем полнотою, то есть как в наше естество Бог заключил, так сказать, всю полноту Своего Божества, так и мы должны заключить в Боге всю полноту возможных для человека добродетелей: //будьте святы, потому что Я свят// [[new:1pet:01:16|(1Пет. 1,16)]]: вы имеете полноту в Нем. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** О Главе же нашей апостол говорит: **Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно**. Не потому телесно, что Бог телесен, но либо Павел употребил слово в переносном значении, в том смысле, что в рукотворном храме Он обитает символически, то есть посредством предначертывающих знаков... либо телесно сказано в точном смысле, потому что в теле Христовом, полученном Им от Девы, как в храме, обитает Бог. //**Послания.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Иные учителя утверждали, что Христом наименована здесь Церковь и что в ней **обитает вся полнота Божества**. Но не знаю, прилично ли такому умопредставлению слово телесно. Думаю же, что поскольку апостол назвал Христа //главою Церкви// [[new:kol:01:18#blazh_feodorit_kirskij|(Кол 1:18)]], а, как очевидно, по человечеству Он - глава наша, то это сказано о Нем как о человеке, в Себе носящем все Божество. **//Толкования на послания святого Павла.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** То есть то, что есть Бог - Слово, в Нем обитает. Но чтобы, услышав слово //обитает//, ты не подумал, что Он находился под действием силы, как пророки ибо вселялся в тех Бог, по слову: //вселюсь в них и буду ходить в них// ([[new:2kor:06:16|2 Кор. 6:16]]), - он присовокупил: //телесно//, то есть что Он - не какая-нибудь энергия (сила), но сущность, как воплотившийся и составляющий одну ипостась с воспринятым. Или, по слову святого Кирилла, так живет, как душа в теле; а обитает она в теле существенно, нераздельно и неслиянно. Но душа отделяется от тела во время смерти. Бог же Слово никогда не отделялся от воскресшей плоти: и во гробе был с нею, сохраняя ее от тления, и во аде был с душою, возвещая и давая свободу пленникам, и вообще единение души и тела было и тогда, когда они разделились во время добровольной Его смерти. **//Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.//** ===== Севериан Габальский ===== Ст. 9-10 **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти** Павел говорит, что Церковь преисполнена Божеством Отца. Смысл этого таков: Церковь исполнена, во Христе же **обитает телесно**, то есть как тело, соединенное с главою, ибо повсюду главой Церкви он называет Христа. И //вы имеете полноту в Нем//, вместо - исполнены чрез Него. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Итак, все, что имеет Отец, Он даровал Сыну, когда //телесно// родил Его в **полноте Божества**, и поскольку Он есть глава, то творение - Его тело. И если считается, что нечто может быть небесным созданием, то следует полагать, что все это в полноте существует во Христе, чтобы никто не считал, что следует почитать кого-то еще. //**На Послание к Колоссянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно** Колосские еретики считали Христа только одним из эонов - выразителей Божества. В противовес им, Ап. говорит, что во Христе обитает вся полнота Божества [Божество по-гречески обозначается двумя терминами: θεότης и θειότης. Первое слово происходит от термина θεтς и употребляется для обозначения божеского существа, а второе, происходящее от прилаг. θει̃ος = божественный - употребляется для обозначения свойств Божества (ср. [[new:rim:01:19|Рим 1:19-]][[new:rim:01:20|20]]). Ясно, что Ап. здесь хочет дать понять своим читателям, что в Христе имеются не только божественные свойства (θειότης), но пребывает и Сам Бог (Θεтς): Он - по существу Бог] и притом //телесно// или в теле (σωματικω̃ς - равняется выражению ἐν σώματι), так что мы можем наблюдать ее: Ап. конечно хочет сказать, что Бога мы можем видеть в воплотившемся Сыне Божием, Иисусе Христе (ср. [[new:rim:01:19|1:19]]). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:kol:02:08#lopuxin_ap|Кол. 2:8]] [<10>]