[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым** Смотри, как он приближается к делу. "**Совлечением**", – говорит, – не сказал: снятии. "**Греховного тела**", – говорит о прежней жизни. Это он постоянно и различно выражает, как и выше сказал: //"Избавившего нас от власти тьмы"// [[new:kol:01:13|(Кол. 1:13)]], //"И бывших некогда отчужденными примирил, чтобы представить нас святыми и непорочными"// [[new:kol:01:21|(ст. 21, 22)]]. Теперь, говорит, обрезание не от ножа, но от самого Христа; не рука, как там (в ветхом завете), совершает это обрезание, но дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотью, а это духовно, – не так, как иудеи (обрезывали), – потому что вы совлеклись не плоти, но грехов. Когда и где? В крещении. Что (Павел) называет обрезанием, то называет и гробом. Смотри, как он опять переходит к оправданию. "**Греховного**", – говорит, – "**тела плоти**", т. е., грехов, сделанных во плоти; говорит более, чем об обрезании, так как (иудеи) не отвергли того, что обрезано, но потеряли и повредили. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ---- Как их (иудеев) знамение обрезания отделяло от прочих народов, и показывало в них народ избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных. **«О немже бо**, – говорит (апостол), – **и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти»**. Как там обрезание совершается в отложение плоти, так здесь крещение – в отложение грехов. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 39.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **о Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове** Сказал Апостол: и вы исполнились в Господе Иисусе всех духовных благ, кои благоволил Бог совместить в Нем для нас. Теперь определенно указывает, каких именно благ сделались они причастными. Самое нужное для нас благо есть избавление от грехов и обновление нашего растленного естества. Оно основа и всех других благ, всыновления, благодатного Боговселения, будущего прославления. Не будь его, ничего другого уже и получить нельзя, хотя бы Сам Бог восхотел подать что: ибо нечем было бы то принять и не к чему приложить. Об этом-то коренном и источном благе и говорит теперь Апостол: совлекшись, говорит, вы тела греховного, спогребшеся Господу крещением, тут же и совостали в Нем. Это то же, что умерли вы греху и ожили для новой жизни по Богу, обновились. Последнее благодеяние Божие выражает Апостол одним словом: //совостасте// (стих [[new:kol:02:12|12]]); но первое разнообразно выражает: //спогребением// [[new:kol:02:12|(2, 12)]] Христу Господу, **совлечением тела греховного, обрезанием нерукотворенным**. Надо полагать, что все такие выражения нужны были в противовес мудрованиям философов-прельстителей, – все, а не одно только: **обрезанием нерукотворенным**. Видимо, что они удерживали обрезание; но не им одним прикрывали свою лесть, а и многим другим, против чего надо было поставить и совлечение тела греховного, и спогребение Господу. И об обрезании они трактовали не из уважения к закону (о законе во всем послании нет помина у святого Павла), а по каким-то философским воззрениям. Не дивно, что они приписывали ему какое-либо мистическое значение, помимо того, которое дается ему в законе, – равно как и поминаемым ниже – ястию и питию, праздникам, новомесячиям и субботам. **О Немже и обрезаны бысте обрезанием нерукотворенным**. В Послании к Римлянам это нерукотворенное обрезание названо //обрезанием сердца Духом// (ср.: [[new:rim:02:29|Рим. 2, 29]]). Те, говорит, предлагают обрезание; но вы уже прияли высшее и совершеннейшее обрезание. Ихнее обрезание есть обрезание плоти, а вами принятое есть обрезание сердца; то рукотворенное, а ваше нерукотворенное; то совершается ножом, а ваше Духом о Христе Иисусе. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол указывает на различие обрезания и говорит: ваше обрезание не плотское, но духовное, не рукотворенное, но Божественное, не отъятие малой части тела, но освобождение от всего повреждения». Экумений прилагает: «не рука человека, а Дух Святый обрезал вас от грехов ваших», – что заимствовал он у святого Златоуста, который говорит: «теперь обрезание не от ножа, но от Самого Христа; не рука, как там, совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек». В чем же состоит сие нерукотворенное обрезание? **В совлечении тела греховного плоти**, του σωματος τον αμαρτιων της σαρκος, – тела грехов плоти, или – грехов, исходящих от живущего в нас греха, именуемого и плотию. Сброшение тела (корпуса, массы) таких грехов есть покаяние, дающее отпущение грехов или снятие вины за них. Но обрезание нерукотворенное или обрезание сердца означает более, нежели прощение самой похоти греховной. Почему и **в совлечении тела грехов плоти**, как выражении, объясняющем обрезание сердца, надобно видеть совлечение самой похоти греховной, или живущего в нас греха, который иногда называется просто – плотию. Иные читают лишь: в совлечении тела плоти, что ближе выражает нужный смысл: ибо такое выражение прямо указывает на совлечение плотяности, или плотского мудрования и похотения. Ниже (см.: [[new:kol:03:09|3, 9]]) то же самое Апостол назвал совлечением //ветхаго человека с деяньми его//, то есть не массы только грехов, но и самого производителя их. Чтобы пояснить сколько-нибудь, в чем духовное обрезание, надо взять во внимание, как идут дела у падшего человека. В нем царствует грех, и царствует сластию греховною. На эту сласть так падок падший, – что, только помани ею, он тотчас бежит вслед. Грех сласть выставляет, а у падшего качествует похотение сей сласти. За это похотение, как за поводок, берет падшего грех, манящий сластию, и ведет его на дела свои. Очевидно, что пока не будет отъято похотение сласти греховной, грех не перестанет царствовать в падшем, и нет ему, бедному, возможности избавиться от тиранства греха иначе, как чрез пресечение в нем падкости на сласть греховную. Спасающая падшего благодать первым делом и имеет это пресечение и совершает это тем, что дает падшему ощутить всю горечь греха и вкусить неизъяснимой сласти жизни по Богу. Когда совершится сие в сердце падшего, после того грех сколько ни напоминает о своей сласти, в сердце возбуждается не похотение его, а память о горечи его и о сладости жизни по Богу, с соответственными тому чувствами. Вследствие сего произволение естественно отвергает грех и устремляется на противоположное ему. Так всякий раз. Тиранская власть греха очевидно пресечена, и пресечена потому, что отрезан тот поводок, за который он всегда тянул падшего на дела свои. Это настоящий смысл обрезания сердца Духом. Выражая это, Апостол в Послании к Римлянам говорит приявшим благодать: //грех вами не обладает. Помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови// (ср.: [[new:rim:06:14|Рим. 6, 14,]] [[new:rim:06:11|11]]). Так о себе думайте, что вы мертвы для греха и живы для Бога. И это не обманчивое помышление, а существо дела спасения о Христе Иисусе. Почему Апостол и назвал такое обрезание обрезанием Христовым, как такое обрезание, которое совершается по домостроительству спасения, совершенного Христом Господом. Можно иначе сказать: вот христианское обрезание, — обрезание сердца Духом по вере в Господа Иисуса Христа, в коем человек сбрасывает с себя тиранство греха. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым** **В Нем вы обрезаны не обрезанием Евреев**, которое бывает посредством руки и состоит **в совлечении плоти**, когда то есть отнимается обрезанная часть плоти, – **но в обрезании Христовом**, которое есть крещение Христово, совлекающее с вас ветхое человечество ваше. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым** См. Толкование на [[new:kol:01:21#blazh_ieronim_stridonskij|Кол. 1:21]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным** Дивное благодеяние, что вы во Христе получили обрезание. Ибо не человеческая рука совершила это обрезание плоти, но Дух Святой: обрезывается не часть, но весь человек. **совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым** Там чрез обрезание, чрез снятие покрова плоти, обнажалась часть тела; здесь же тело наше избавляется от греха, который мы совершаем плотью. И таковое обрезание совершает не закон, а Христос в крещении, совлекая с нас ветхую жизнь, - жизнь греховную и вообще плотскую. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым** Нечего верующим искать и в плотском обрезании, которое хотели восстановить Колосские еретики среди христиан. Та цель, которую имело в виду плотское обрезание, именно умерщвление ветхого человека, уже достигнута Колоссянами чрез принятие крещения, которое Ап. называет обрезанием, совершаемым Самим Христом. – **Тело плоти** – греховная человеческая природа, тело, поскольку оно подчинялось влиянию плотского настроения. Прибавление "**греховного**" еще более усиливает смысл всего выражения "**тело плоти**". //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:02:08#lopuxin_ap|Кол. 2:8]] [<10>]