[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **это есть тень будущего, а тело - во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом** **"Это есть тень будущего"**, нового, говорит, завета. **"тело – во Христе"**. Некоторые ставят знаки таким образом: **"Тело – во Христе"**, – истина же была во Христе; а другие так ставят: **"тело – во Христе. Никто да не обольщает вас"** (χαταβραβευέτω), т. е. лишит; слово: χαταβραβευδήναι употребляется в том случае, когда один одержит победу, а другой получит награду, – когда победитель бывает обманут. Ты стал выше дьявола и греха: зачем же опять подчиняешься греху? Потому-то и говорил: //"Что он должен исполнить весь закон"// [[new:gal:05:03|(Гал. 5:3)]], и еще: //"Неужели Христос есть служитель греха?"// [[new:gal:02:17|(Гал. 2:17)]]. Это сказал в послании к галатам. Возбудив в них словом: **"Да обольщает"** чувство негодования, он затем начинает: **"Самовольным"**, – говорит, – **"смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом"**. Как – **"смиренномудрием"**? Как – **"надмеваясь"**? Показывает, что все это происходит от тщеславия. Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы (к Богу) не через Христа, но через ангелов, потому что приведете через Христа больше, чем сколько нужно для нас. Поэтому (Павел) объясняет со всех сторон сказанное о Христе: мы примирены //"Кровью креста Его"// [[new:kol:01:20|(Кол. 1: 20)]], //"потому что пострадал за нас"// [[new:1pet:02:21|(1 Петр. 2:21)]], //"которой возлюбил нас"// [[new:ef:02:04|(Еф. 2:4)]]. При том, они погрешили еще в том самом, что (апостол) не сказал: приведением, но: **"Служением, вторгаясь в то, чего не видел"**. Он (такой учитель) не знал ангелов, и однако же думал, что знает. Поэтому и говорит: **"Безрассудно надмеваясь плотским своим умом"**. Он надмевается не действительным чем-нибудь, а своим мнением, и прикрывается одеждой смирения. (Павел) сказал как бы так: человеческое рассуждение есть дело плотского, а не духовного ума. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **это есть тень будущего, а тело - во Христе** См. Толкование на [[new:kol:02:16#svt_vasilij_velikij|Кол. 2:16]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **это есть тень будущего, а тело - во Христе** См. Толкование на [[new:kol:02:16#svt_amvrosij_mediolanskij|Кол. 2:16]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **яже суть стень грядущих, тело же Христово** //Яже// — прямо указывает лишь на прежде сказанное, на праздники и яства; но мысль Апостола общее. Он сказал так в том же значении, как мы говорим: это все, разумея не виды только указанные, но весь род, к которому они относятся, то есть весь закон, все постановления ветхозаветные. //Стень// — тень грядущих вещей или благ, вообще того, что имело быть и что ожидалось. Как видящий тень верно заключает, что есть тело, дающее сию тень, и по очертаниям тени делает заключения о виде самого тела, возгревая всем этим желание увидеть самое тело; так ветхозаветные постановления так были начертаны, что указывали на будущее, предызображали его, сколько можно, и возбуждали желание поскорее увидеть сбытие изображаемого ими. Питать это желание и чаяние и было главною целию всех постановлений. Следовательно, сами в себе они не имели ничего существенного, как не имеет его тень, и значение имели только временное. Но хотя они тень, все же не следует оставлять их, пока не пришло тело. Апостол и прилагает: пришло тело — Христос Господь. Тело, от которого падала тень и дала бытие постановлениям закона, есть Христос Господь. Все там на Него указывало. И следовательно, с пришествием Его должно престать. Он пришел — и тень престала. Кто видит тело, не станет смотреть на тень, и, если б стал это делать, оскорбил бы самое тело и показал явно свое неразумие. Так и здесь. Пришел Господь; на Него и смотрите, а тень да мимоидет, как преходящая. Приведем, что сказали о сем наши толковники. «//Тению грядущих// Апостол назвал закон, научая, что им прообразована благодать Нового Завета. Евангельское житие представляет собою тело; а закон — //стень//; тень же при появлении света предшествует телу. Закон — тень, благодать — тело, Владыка же Христос — свет» (блаженный Феодорит). «Ветхозаветное было тень; тело же, то есть истина,— Христова есть. Какая же нужда хвататься за тень, когда присуще тело?» (блаженный Феофилакт). «Все, данное чрез Моисея, было тению или образом грядущего, чтоб, когда явится истина, образ престал. Как в отсутствие императора образ его имеет вес, а в присутствии не имеет; так и это (данное чрез Моисея) прежде пришествия Господня должно было соблюдаемо быть, а в присутствии Его оно уже не имеет никакого значения. Ужели кто-либо, заменяющий собою господина в отсутствие его, может и в присутствии его действовать как господин? Если викарные префектов (губернаторов), когда они сами состоят налицо, бывают как частные лица; не тем ли паче раб (заменявший собою господина), в присутствии господина, должен являться и сам наряду с другими состоящими в повиновении ему?» (Амвросиаст). **//Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **это есть тень будущего, а тело - во Христе** Ведь **это** вместе с субботою **следы суть будущих** времен, - **тело же**, к коему относятся и на которое указывают, **Христос есть**, Коего мы проповедуем. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **это есть тень будущего, а тело - во Христе** См. Толкование на [[new:kol:02:16#blazh_avgustin|Кол. 2:16]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **это есть тень будущего** Грядущими называет блага Нового Завета, ибо грядущими они были по отношению к Ветхому Завету, существовавшему дотоле, пока было его время. **а тело - во Христе. Никто да не обольщает вас** Одни ставят знак на слове //во Христе//, чтобы такой был смысл: ветхозаветное было тень, тело же, то есть истина, - Христова есть. Какая же нужда хвататься за тень, когда присуще тело? А другие соединяют эти слова с последующими, чтобы так можно было понимать: "тело же Христово", то есть вас, "никто да не обольщает" - (καταβραβεύετω, то есть лишает), ибо καταβραβεύειν значит, когда один одерживает победу, а другой получает награду. Вы победили диавола и стали выше: зачем же опять подчиняться греху чрез соблюдение закона, который не может оправдать? Иначе: властвующего над нами победил Христос, а не закон; у Него и должна быть награда, а равно и у вас, составляющих тело Христово. Каким же образом это даруемое вы уступаете закону? Совершенно ясно, что если мы живем еще по-иудейски, то закон господствует над нами и чрез него мы надеемся спастись. Если же закон - тень. Христовы же дела - тело, то прежде нам следовало свыкнуться с тенью. Посему справедливо Он воплотился в последние дни, чтобы нас привести к Отцу. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **это есть тень будущего, а тело - во Христе** См. Толкование на [[new:kol:02:16#origen|Кол. 2:16]] ===== Лопухин А.П. ===== **это есть тень будущего, а тело - во Христе** Все эти ветхозаветные учреждения, и теперь еще, при Апостоле, продолжающие свое существование, суть не иное что как тень (skia), которую отбрасывает //будущее// (ta mellonta), т. е. для христиан уже //не будущий, а настоящий// век Мессии. Если Ап. и говорит о пришествии Мессии и Его Царстве как о будущем, то говорит так с точки зрения Ветхого Завета в котором Царство Мессии обозначалось всегда как// будущее, грядущее.// - //Тело - во Христе.// Тело, от которого в Ветхом Завете падала тень, которое давало смысл и всем ветхозаветным установлениям, есть Сам Христос. Но раз пришло уже само тело, то нет надобности в тени или отражении, которое ранее давало некоторое неясное представление об этом теле. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:02:08#lopuxin_ap|Кол. 2:8]] [<10>]