[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"** См. Толкование на [[new:kol:02:20#svt_ioann_zlatoust|Кол. 2:20]] ===== Свт. Василий Великий ===== **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"** Воздержание от пищи, соблюдаемое напоказ и не простирающееся далее заповеди: **не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся**, - ненавидит душа Господня; но воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно через изнурение плоти устрояет освящение. //**Толкование на пророка Исайю.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"** См. Толкование на [[new:kol:02:20#svt_amvrosij_mediolanskij|Кол. 2:20]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи** Вот какую высокую премудрость они вам предают! И вы, как дети в школе, сложа смиренно руки, дозволяете им оглашать себя, //δογματιζεσθε// ([[new:kol:02:20|2, 20]]), — такими ничтожностями, как будто несмыслящие, как о чем судить должно и как жить (см.: Экумений, блаженный Феофилакт). «И смотри, как осмеивает их Апостол: //не коснися// и прочее. Мудрователи те, толкуя это, делали вид, что так поступать есть нечто великое» (святой Златоуст). Слова эти: //не коснися// и прочее — указывают будто на иудейские постановления о пище; но с собственно иудейскими порядками Апостол уже покончил (в стихах 16 — 17) Там и о пище и питии поминается. Здесь же разуметь надобно нечто другое, именно: какие-то суеверные мудрования относительно яств и еще чего-то вещественного, — мудрования, выходившие из неправильных воззрений вообще на мир и стихии его. Перед этим Апостол предостерегал от неправых воззрений тех мудрецов на мир духовный, а теперь предостерегает от таких же их воззрений на мир вещественный. Но самых воззрений не касается, а только вывода из них. Из них выходило, что к веществам нельзя относиться безразлично, но что они имеют значение в деле жизни духовной, одни помогают, другие мешают. Отсюда правило: того не касайся, другого не вкушай, иного не осязай. Это отрицательные предписания; но тут же, конечно, само собою подразумевалось: а того-то касайся, это вкушай и осязай. Такие суеверия отвлекали упование от Бога и внушали опираться им на вещественное — тленное и непрочное. Амвросиаст пишет: «Апостол запрещает всякого рода надежду на вещественное; ибо она суетна». //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"** //Не прикасайся//, говорится (в законе), //не дотрогивайся// ([[old:lev:05:02|Лев. 5:2]]), то есть не прикасайся, сказано, к прокаженному, не дотрагивайся до страждущего истечением семени ([[old:lev:15:03|Лев. 15:3]] сл.), - **не вкушай** пищу язычников. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"** **Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся** - нет сомнения, что это сказано о суевериях, в которые, если кто впадет, тот прелюбодействует от Христа. //**Собеседования.**// ===== Блаж. Августин ===== **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"** Слова Писания:** «не прикасайтесь», «не вкушайте», «не притрагивайтесь»** - некоторые понимают как предписание апостола, запрещающего чего-то касаться, что-то вкушать, к чему-то притрагиваться. Но все как раз наоборот, если я, однако, не ошибаюсь относительно этих столь неясных слов. Павел, конечно же, в насмешку использовал эти слова в отношении [к определенным людям], не желая, чтобы ими вводились в заблуждение и соблазнялись те, кто различал пищу согласно служению ангелов и выносил решение о мире сем, говоря: /«не прикасайся», «не вкушай», «не притрагивайся»/, - хотя //для чистых все чисто// [[new:tit:01:15|(Тит 1:15)]] и всякое творение Божие хорошо [[new:1tim:04:04|(1 Тим 4:4)]] , как он сам ясно заверяет в другом месте. **//Послания.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"** Приводит и другое наблюдение их относительно пищи, преимущественно иудейское, подобно тому, как относительно дней было приведено эллинское. Посрамляя надмение тамошних догматистов (лжеучителей), апостол говорит, что все это не важно, но оканчивается нетлением в употребляющих; истлевши во чреве, это извергается потом афедроном, так что для души в этом, как оно есть само по себе, нет ни пользы, ни вреда. **по заповедям и учению человеческому** Это не есть наставления божественные, а постановления человеческие. Итак, что же? Разве закон не суть учение Божие? - Он существовал, когда было время, а теперь не существует, потому что время его исполнилось. Или говорит так потому, что его искажали старейшины иудейские, устанавливая предания помимо закона, как об этом и Христос говорит в Евангелии. Или он намекает на учения эллинов. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== Ст. 21-22 **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся", что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому?** Если же было полезно претерпеть омовение ног Иисусом, чтобы иметь часть с Ним, то Петр, не зная, что это полезно, вначале сказал умоляюще, как бы крайне недоумевая: //Господи, Тебе ли омывать мои ноги?// [[new:in:13:06|(Ин 13:6)]], а второй раз: Не омоешь ног моих вовек [[new:in:13:08|(Ин 13:8)]]. И поскольку высказанное запрещение произошло из-за того, из-за чего он должен был бы иметь часть со Спасителем, то ясно, что, хотя Петр произнес это со здравым чувством и с уважением к Учителю, тем не менее он сказал это во вред себе. Жизнь преисполнена грехов такого рода у тех верующих, кто предполагает лучшее, а по неведению говорит или делает то, что ведет к противоположному. И таковы те, которые говорят: **Не касайся, не вкушай, не дотрагивайся**, обо всем, **что истлевает от употребления**, согласно учению тех, кто умирает //как человеки// [[old:ps:081:07|(Пс 81:7)]], - учению, намного ниже божественного. **//Комментарии на Евангелие от Иоанна.//** ===== Севериан Габальский ===== **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"** [Павел] излагает это как языческие учения. Ведь в своем заблуждении они повелевают ни касаться, ни вкушать никакой животной пищи: ведь якобы все это дано людям на тление, из-за того, что человек истребляет и потребляет живые существа, совершая злоупотребление и насилие над жизнью. Поэтому, согласно их заповедям и учениям, нельзя касаться того, что дано от Бога. **//Фрагменты.//** ===== Лопухин А.П. ===== **"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"** См. Толкование на [[new:kol:02:20#lopuxin_ap|Кол. 2:20]] [<10>]