[<10>] ====== Толкования на Кол. 3:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** См. Толкование на [[new:kol:03:08#svt_ioann_zlatoust|Кол. 3:8]] ===== Свт. Василий Великий ===== **и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** См. Толкование на [[new:kol:03:09#svt_vasilij_velikij|Кол. 3:9]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** См. Толкование на [[new:kol:03:09#svt_grigorij_nisskij|Кол. 3:9]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** См. Толкование на [[new:kol:03:08#svt_amvrosij_mediolanskij|Кол. 3:8]] ===== Свт. Тихон Задонский ===== **и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум, по образу Создавшаго его** См. Толкование на [[new:kol:03:09#svt_tixon_zadonskij|Кол. 3:9]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум, по образу Создавшаго его** Это — второе действие, неразлучное с первым: одно отбрасывается, другое приемлется. Отбрасывается самоугодливая самость со всеми страстями, из них разродившимися, а приемлется решимость жить самоотверженно для одного угождения Богу. Эта решимость, обнимающая все существо приступившего к Господу с верою и крестившегося, и есть новый человек. «Новый человек, — говорит блаженный Феофилакт, — есть произволение, еже к Богу», то есть произволение, решившееся жить по Богу и Ему единому угождать. Но хотя это облечение в нового нераздельно с совлечением ветхого, при всем том оно представляет новое побуждение не поддаваться страстям, не облекаться в эти ветоши. Облекшись в новое, светлое, благоуханное, кто, кроме потерявшего смысл, согласится опять надевать рубища ветхие, безобразные и смрадные? Если б, совлекшись одного, остался кто раздетым; может быть, потянуло бы опять надеть сброшенное, несмотря на признание его никуда негожим. Но как в то же время, как происходит совлечение, бывает и облечение; то такое действие для находящихся в здравом уме, в полном сознании себя и всего окружающего, немыслимо. Бывает оно, но всегда вследствие омрачения ума. Светлость состояния в благодати, сознаваемая и чувствуемая, всегда была, есть и будет сильнейшим побуждением к отложению страстей, лишающих сего состояния. Почему и дается сие не сознать только, но и ощутить всем прибегающим к Господу, как в таинстве крещения, так и в таинстве покаяния. **Обновляемаго в разум** Облекся в нового — какое еще обновление? Новый — как есть все еще обновляемый? Облечение в нового не есть дело законченное. Оно есть только начало, семя, зародыш, корень. С сего момента облечения в нового начинается самое обновление и идет непрерывно, раскрываясь полнее и полнее и стремясь достигнуть своего первообраза, сокрытого в Создавшем. Это даст разуметь, что обновлению нет конца. «Новый человек не стареется, но все больше и больше расцветает и разрастается познанием Бога и вещей Божественных, всегда и всегда являясь юнеющим и, однако ж, тем более крепнущим, чем полнейшее стяжевает ведение и чем большего сподобляется» (блаженный Феофилакт). «Совлеклись вы ветхого и облеклись в нового вместо него. Не ожидайте, чтобы и с этим случилось то же (то есть чтоб обветшал) Напротив, чем более он живет, тем более приближается не к старости, а к юности, которая лучше прежней. Ибо, чем более он приобретает знания, тем большего удостоивается, и более цветет, и более имеет силы, не от юности только, но и от образа, к которому приближается» (святой Златоуст). «Таково свойство добродетельной жизни по Богу, что она присно юнеет; хотя кажется телесно стареющеюся, но духовно всегда цветет» (Экумений). **обновляемого в разум, по образу Создавшаго его** Обновление идет собственно по образу Создавшего, как это очевидно само собою. Что же есть //в разум//, εις επιγνωσιν? Это есть указание или цели обновления, или следствия, его сопровождающего; то есть обновляется верующий, воссозданный в крещении, по образу вновь создавшего его здесь Господа, с тою целию, чтобы познать, обогатиться ведением, или обновляется таким образом и чрез это обогащается ведением. Знания ни Господь, устрояющий наше спасение, ни человек, взыскавший в Нем спасения, не имеют в цели. Знание — одна часть, спасение же обнимает все естество, во всех его проявлениях, и обновление тоже идет всеобъемлюще. Но то несомненно верно, что знание, разумеется, духовное, имеющее предметом порядки духовной жизни в Боге, всегда идет по следам обновления духовного. И такое только знание истинно, прочно и благонадежно. Но оно приемлется, а не ищется. Сретающий его дух радуется, как обретающий корысть многу; но не как торговец, получающий прибыль, на которую наперед рассчитывал. Оно является всегда внезапу. Вот как оно идет: обновляющийся, обновляясь, сретает нечто новое. Это новое не минует сознания, а дает ему о себе знать. Действующее лицо, принимая его в свое сознание, спознается с ним и начинает знать его. Глаз чувственный увидел вещь и знает ее. Так и сознание сознает, что в себе, и знает то. Всякое духовное ведение только таким путем достается. Оно есть признание, — в коем познающий говорит в себе: ну, теперь знаю. Вижу, испытываю, ощущаю и знаю. Обновляется новый человек //по образу Создавшаго его//. Спрашивают: какой здесь образ разумеется, тот ли, по коему создан человек или по коему воссоздается? Не все ли одно? Создавший и Воссоздающий — не Один ли и Тот же? И образ, там и здесь,— не один ли и тот же? Создан человек по образу Божию; но потерял его. Теперь воссоздается в тот же образ и непрестанно обновляется, чтоб прийти в меру образа того. Блаженный Феодорит пишет: «в начале Бог всяческих сотворил нас и напечатлел в нас точные черты Божия образа, которые повредил грех (ныне во Христе Иисусе они снова воссоздаются). Сие говорил Апостол и в Послании к Римлянам: //ихже предуведе, и предустави сообразных быти образу Сына Своего//» ([[new:rim:08:29|Рим. 8, 29]]). К сему приложил свое слово и Экумений: «таковый (то есть обновляемый благодатию) хранит в себе образ создавшего его Бога всегда чистым, не допуская примешиваться к нему чертам, заимствуемым из низшей области, лживым и прелестным (то есть приемлемым вследствие прельщения)». Во святом крещении во Христа облекаемся. Это облечение есть таинственно благодатное, восприятие в духе первообраза. Затем следует перенесение всех черт Христа Господа на соответствующие члены естества нашего. В сем труд произволения, подвиг целой жизни, производство обновления, или, как в Послании к Ефесеям, //создание по Богу в правде и преподобии истины// (ср.: [[new:ef:04:24|Еф. 4, 24]]). Блаженный Феофилакт пишет: «//по образу Создавшаго его//, то есть Христа. Христос не приходил в старость; но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, //красен добротою паче сынов человеческих// ([[old:ps:044:03|Пс. 44, 3]]). Ибо не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет Апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает чрез прекрасный образ жизни». Чего ради об //образе// помянул здесь святой Павел? Течение речи потребовало. Пред сим он дал заповедь об отложении страстей раздражения. Сильнейшим побуждением к подавлению самого возникновения таких движений служит приведение на память, что мы есмы по образу всеблагого и всепрощающего Господа. Такое же сопоставление болезни и врачевства против него видим и в словах Господа в Евангелии: //любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы: яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на Небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя. Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть// ([[new:mf:05:44|Мф. 5, 44 — 45, 48]]). То есть: //будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть// ([[new:lk:06:36|Лк. 6, 36]]). //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** **И облекитесь в новое, которое обновляется** чрез крещение и делается безгрешным по подобию **образа Создателя его**. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** См. Толкование на [[new:kol:03:09#prp_isaak_sirin|Кол. 3:9]] ===== Блаж. Августин ===== **и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** Потому и говорится - [созданного] //по Богу// [[new:ef:04:24|(Еф 4:24)]], чтобы не считали, что обновление происходит согласно какому-либо творению. А **по образу Божию** говорится затем, чтобы понимали, что это обновление происходит там, где есть образ Божий, то есть - в уме. **//О Троице.//** См. также Толкование на [[new:kol:03:01#blazh_avgustin|Кол. 3:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и облекшись в нового, который обновляется в познании** Новый человек есть произволение по Богу, не стареет, но все больше и больше расцветает и разрастается познанием Бога и вещей божественных, всегда и всегда являясь юнеющим и, однако, тем более крепнущим, чем полнейшее стяжает ведение и чем большего сподобляется. **по образу Создавшего его** То есть Христа. Христос не приходил в старость, но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, //прекраснее сынов человеческих// ([[old:ps:044:03|Пс. 44:3]]). Ибо не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает от прекрасного образа жизни. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум, по образу Создавшаго его** Когда ум, совлекшись ветхого человека, облечется в благодатного человека, тогда увидит он во время молитвы состояние свое, сходное с сапфиром или небесным цветом, — это состояние Писание называет «//местом Божиим//», и его зрили [некогда] старцы на горе Синай ([[old:ish:24:10|Исх. 24, 10]]–11). //**О помыслах.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** См. [[new:ef:04:24|Еф 4:24.]] - //В познании// - правильнее: "//в познание"//. Следствием обновления является обогащение человека познаниями о Боге. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:03:01#lopuxin_ap|Кол. 3:1]] [<10>]