[<10>] ====== Толкования на Кол. 3:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы** **"Снисходя"**, – говорит, – **"друг другу"**, – показал, в чем справедливость: прими ты его, и он тебя (примет), что и в послании к галатам говорит: //"Носите бремена друг друга"// [[new:gal:06:02|(Гал. 6:2)]]. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// См. также Толкование на [[new:kol:03:12#svt_ioann_zlatoust|Кол. 3:12]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **приемлюще друг друга, и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы** Как кротость и долготерпение имеют большую нужду в поддержке, то Апостол для них прилагает и указание образа их выражения, и сильнейшее к тому побуждение. Как будто слышит Апостол вопрос: живя друг с другом, непрестанные имеем столкновения, возбуждающие раздражение; научи же нас, как нам выдержать себя в кротком терпении? И отвечает: приемлите друг друга и прощайте себя взаимно. Принимай любовно всякого, как он есть, со всеми его немощами и недостатками и со всем, что тебе не нравится в нем в его словах и начинаниях. Это то же, что друг друга тяготы носить. Тебе в нем, а ему в тебе иное не нравится; переносите друг друга. «//Приемлюще, ανεχομενοι,//— то же, что носяще, βασταζοντες,— друг друга, ты — его, а он — тебя. Не судите с острою строгостию о недостатках и падениях друг друга; но, считая их малостями, пропускайте их без внимания» (блаженный Феофилакт). //Приемлюще// — относится более к тому, что не нравится нам друг в друге и досаждает, без отношения к нам. А: //прощающе// — к тому, что нас касается, на что можно жаловаться, что неукорно только само по себе, но обидно и оскорбительно для нас; что выразил Апостол словом: μομφη — поречение. Ныне он сделал нечто, за что ты праведно имеешь на него поречение; а завтра ты можешь так же поступить в отношении к нему. Встречая такие случаи, прощайте себе взаимно, χαριζομενοι εαυτοις — дарите друг другу взаимно такие случайности, не заводя из-за них споров, ссор и разладов. Сносить и терпеть друг друга есть несение более внешней тяготы; а прощение имеет предметом то, что в сердце входит; почему оно и обнаруживает сердце милующее и дарит другому то, что можно бы взыскать. Как ни просто все это кажется, в мысли и слове, но на деле бывает трудно снесть и простить и малость какую, а не только большое что. Апостол и подкрепляет свою заповедь побуждением самым сильным,— прощением, какое всякий получает от Господа. Отчего не прощают? Приходит на сердце самостное движение: из-за чего я прощу ему? и прощение, нередко уже готовое, отгоняется. Это главный источник непрощения. Апостол и заграждает его крепким и тяжелым камнем. Как только заговорит в тебе самость: из-за чего я прощу? — приведи поскорее на память всепрощение, полученное тобою от Христа Господа, и самость замолкнет. Ибо, как она посмеет еще хоть слабейший подать голос, когда ты представишь себе, коль безмерно оскорбление, тобою Богу беспредельному нанесенное, коль безмерной жертвы требовало удовлетворение его и как прощение его тебе, недостойнейшему и презреннейшему, даровано ни за что? Если примешь это в чувство — а как не принять? — то после сего у тебя на душе будет уже не то: из-за чего я прощу ту или ту малость,— а то: больше и больше давайте мне того, что я мог бы прощать. Апостол говорит: //якоже Христос простил есть//. Приводит на память большее прощение во святом крещении. Следовательно, предполагает тех, к коим пишет, не согрешающими по крещении. К тем же, которые грешат по крещении, надлежит сказать: иначе и вам не простит Христос Бог. Спаситель в ярком свете представил и прямым словом, и притчею, что прощение грехов каждого находится в полной зависимости от его прощений ближнему того, что имеет на него. Не простишь,— и сам не будешь прощен. И вот ответ самости: из-за чего я прощу? Из-за того, что иначе сам не будешь прощен. Но если ты не будешь прощен, то потерпишь то, в сравнении с чем ничто из того, что терпишь ты от другого и что требует твоего прощения, идти и на волос не может. Святой Златоуст говорит: «и смотри, как святой Павел показал ничтожность этого (того, что приходится прощать другому), назвав то //поречением.// Затем прибавляет: //якоже и Христос простил есть вам.// Великий пример! Павел всегда так делает, — убеждает примером Христа. //Поречение//, говорит; чем показал, что это (терпимое от других) ничтожно; но, когда привел пример, утверждает, что если бы мы имели и важные обвинения, должны прощать. Слова: //якоже и Христос// — означают это, и не это только, но и то, что должно прощать от всего сердца; и не это только, но и то, что должно любить (оскорбляющих). Ибо Христос, представленный в пример, научает всему этому и еще тому, что должно прощать обиды, хотя бы они были велики, хотя бы мы сами ничем наперед не оскорбили обидевших нас, хотя бы мы были люди великие, обидевшие нас — незначительны, хотя бы они и после прощения намеревались оскорбить нас, и, наконец,— что должно душу свою полагать за них. Слово: //якоже// — требует сего. Оно (показывает) еще, что должно стоять (за обидевших нас) не только до смерти, но, если возможно, и после смерти». Итак, «взирайте на человеколюбие Владыки,— сколь многих грехов оставление даровал Он вам? Посему подражайте Владыке, и каждый да прощает согрешения, соделываемые против него братом» (блаженный Феодорит). //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы** См. Толкование на [[new:kol:03:12#prp_efrem_sirin|Кол. 3:12]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу** Снисходя (άνεχόμενοι) - то же, что носяще (βασάζοντες) друг друга, - ты его, а он тебя. Не судите со строгостью о недостатках и падениях друг друга, но, считая их малостями, пропускайте без внимания. И смотри, как сам он показал ничтожность их, назвав //жалобой//. **как Христос простил вас, так и вы** Павел, как всегда, увещевает их примером Христа. Выше он показал, что нужно считать взаимные недостатки ничтожными, назвав их //жалобой//; но когда привел в пример Христа, убеждает все прощать одинаково, даже и важные прегрешения, хотя бы мы были благодетелями оскорбляющих нас, хотя бы мы были люди великие, а они незначительные. И не это только, но и умереть и после смерти благодетельствовать, подобно тому, как и Христос благодетельствует нам и после смерти. Союз как требует именно такого понимания. **//Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы** См. [[new:ef:04:02|Еф 4:2.]] - //Как Христос простил вас// - конечно на кресте, когда молился за Своих врагов ([[new:lk:23:34|Лк 23:34]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:03:01#lopuxin_ap|Кол. 3:1]] [<10>]