[<10>] ====== Толкования на Кол. 3:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства** Видишь, он говорит это самое. Так как можно простить, но не любить, то он говорит: да, и любить (непременно должно), и показывает путь, который может привести к прощению. Путь этот – если кто бывает и добр, и кроток, и смиренномудр, и долготерпелив, и нераздражителен. Потому-то он и сказал прежде: //"утробы щедрот"//, и //"любовь"//, и //"милость.// **Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства"** Он вот что хочет сказать: те (качества) души бесполезны; все они ослабевают, если не соединены с любовью, – все они только ею укрепляются. Все, чтобы ты ни называл благом, без любви не имеет никакой цены, – скоро исчезает. Это подобно тому, как для корабля бесполезны были бы большие стены, если бы он не имел обшивки, равно как и для дома, если бы не были положены перекладины, или как в теле бесполезны были бы большие кости, если бы они не имели связок. Какие бы ни были у кого добрые дела, без любви все они ничтожны. Не сказал, что она (любовь) есть вершина, но, что гораздо важнее – **"союз"**; это более необходимо, чем то. Вершина означает предел совершенства; а связь, подобно корню, есть удержание того, что составляет совершенство. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства** Последний предел нравственного совершенства (3, 14-15) Предел сей есть любовь и мир. Чрез отвержение себя поразив самость, идут после того, с одной стороны, путем благоутробия и благостыни, с другой — путем кротости и долготерпения. Тем путем доходят до любви, этим — до мира Божия. Сопоставляя их со страстями, видим, что любовь водворяется вместо всех страстей похотения, а мир — вместо всех страстей раздражения. Помнится, что таким образом где-то распределяет бывающее внутрь нас святой Максим Исповедник. //Стяжите// — нет в греческом; а стоит только: над всеми же сими в любовь; подразумевается: //облецытеся// ([[new:kol:03:12|3, 12]]). То были одеяния исподние, а это — самая верхняя, всю красу составляющая. Поверх всего, говорит, наденьте любовь. Это — форменная одежда христиан, по которой их отличать должно от нехристиан. Не надень генерал своей форменной одежды, никто и не подумает, что он генерал. Так и в нас,— не имей кто любви, никто, умеющий различать, не признает его христианином: ни Бог, ни Ангелы, ни святые. Люди хотя и будут звать его так, но в этом не будет истины. //О сем разумеют ecи, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою// ([[new:in:13:35|Ин. 13, 35]]),— сказал Господь. Но как, говорит, //над всеми — любовь//? Прежде помянул уже утробы щедрот и благость. Не любовь ли это? И что лишнего против этого имеет любовь? Любовь есть некое Божественное свойство; а щедрость и благостыня суть человеческие расположения, в естество наше вложенные, только самостию подавляемые. Посему их являть — значит показывать себя человеком; а любовию дышать — значит Бога в себе являть. Ибо //Бог — любы есть// (ср.: [[new:1in:04:16|1 Ин. 4, 16]]). Щедрость и благостыня хотя и доброту сердца обнаруживают, но все же более в деятельной стороне силу имеют, а любовь самую глубь сердца обнимает, откуда исходища живота, и самые те добрые расположения оживляет, равно как и все доброе, бывающее в нас. Любовь настоящая есть дар Божий. //Любы от Бога есть и всяк любяй от Бога рожден есть// (ср.: [[new:1in:04:07|1 Ин. 4, 7]]). Понимает ее только тот, кто се возымел; но изъяснить словом едва ли и он может. Посему она есть достойный искания предмет для всех и паче всего. Святой Павел потому над всеми полагает любовь, что она есть союз совершенства. Кто стяжал любовь, тот все уже имеет; нечего ему более искать: ибо, имея любовь, Бога имеет. Как она есть союз совершенства, это святой Павел изложил в Послании к Коринфянам (см.: [[new:1kor:13:start|1 Кор. 13]]). Читай, и уразумеешь. Из сказанного там видно, что любовь изгоняет из сердца все страсти и, напротив, с собою вселяет там все доброты. Святой Златоуст так объясняет сие: «//над всеми же сими — любовь//, говорит Апостол. Видишь, что говорит? Поелику прощающий и щедрствующий может при всем том не любить; то говорит: нет, и любить надобно, показывая в сем путь к истинной щедрости и прощению. Иной бывает и благ, и кроток, и смиренномудр, и долготерпелив; но не дышит любовию. Посему он и сказал: над всеми же сими любовь. Что хочет он сказать, вот что есть: от тех (добродетелей) никакой пользы нет (пока они одни): ибо все они распадаются, если не бывает при них любви. Все их она тесно связывает. И какое бы ни назвал ты добро, при отсутствии любви оно ничто,— растекается (и исчезает). Как в корабле, будь составные части велики, но, если скрепы их не прочны, нет от тех пользы, равно как и в доме (нет пользы от толстых бревен), если не бывает надежных перекладин и сцеплений, и в теле нет пользы от больших костей, если нет связей: так, какие бы кто ни имел исправности, все они непрочны, если нет при них любви. — Не сказал Апостол, что она верх, но, что гораздо важнее: //соуз//. Это более необходимо, чем то. Ибо вершина есть предел совершенства; а: //соуз// — есть совмещение и содержание всего, что составляет совершенство, как бы корень». //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **более же всего облекитесь в любовь** Так как можно угождать друг другу не из чистой любви, а только по виду и лицемерно, то он показывает путь, каким мы можем достигнуть истинного благоугождения. Иной бывает и кроток, и смиренномудр, и однако не с любовью. Поэтому и говорит: //более же всего облекитесь в любовь//. **которая есть совокупность совершенства** Все вышеперечисленные добродетели любовь скрепляет своим присутствием. Когда же любви нет, все исчезает и в действительности ничего более не оказывается, как лицемерие. Ибо как в доме, если бы не было перекладин, обыкновенно называемых связями, или если бы в теле не было связок, - то все остальное было бы бесполезно: так точно и любовь соединяет все, способствующее к совершенству, и без нее нет совершенства; хотя, казалось бы, кто имеет его, но это вовсе не совершенство. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства** Ничто из должного не свершается, если этому не предшествует любовь. Именно тогда мы воздерживаемся от того, чтобы причинять зло друг другу, и заботимся о том, чтобы творить добро, когда любим друг друга. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства** Любовь - больше всего, и [апостол] убеждает, что ей надлежит уделять больше всего внимания. И тогда все, что он ранее повелел сохранять, сможет привести к наградам, если они пройдут путь закона под предводительством любви, ведь все совершается разумом, который делает что- то от любви. //**На Послание к Колоссянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства** Правильнее:// "над всем (//вышеописанным одеянием ст. 12)// вы наденьте любовь, которая есть связь, дающая совершенство всему одеянию"//. Ап. сравнивает любовь христианскую с поясом, который стягивает все одежды человека и дает стройность его фигуре. В самом деле, без любви не имеют значения никакие добродетели (ср. [[new:1kor:13:01|1 Кор. 13:1]] и сл.). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:03:01#lopuxin_ap|Кол. 3:1]] [<10>]