[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:6 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Оба они (Захария и Елисавета) были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно** Какой простой рецепт праведности, т. е. жизни по правде и вместе оправдания жизни! Поступай «по заповедям и уставам Господним» – и оправдаешься. Исполняй Господне слово и уставы жизни, основанные на нем, и будешь жить по правде, будешь праведен пред Богом. Ведь Божие слово ничего другого и не открывает, как правду о жизни и о человеке. А чтобы указать, что в понимание и исполнение Божиего слова не надо вкладывать ничего самостного, по своему вкусу и своим склонностям, Евангелист добавляет, что надо поступать по заповедям и уставам Господним «беспорочно». Это значит, что не должно быть фальшивости в следовании Божиему закону, когда при наружном и формальном следовании ему человек оправдывает в своей жизни все кривые пути и живет хуже язычника. Следовательно, Божий закон надо исполнять во всей нелицемерности, по суду разума, просвещаемого Господом, и чистой совести, направляемой Тем же Господом. //**Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.** Часто некоторые бывают праведны, но не пред Богом, а по видимости и пред людьми. Захария же и Елисавета были праведны пред Богом. Заповеди суть, например: //"Не прелюбодействуй",// //"Не кради"// [[old:ish:20:14|(Исх. 20, 14-15)]], а уставы (по церковно-славянски - оправдания) суть, например: //"Кто злословит отца своего, или свою матерь, того должно предать смерти"// [[old:ish:21:17|(Исх, 21, 17)]]: ибо это праведно. Но знай, что и заповедь может называться оправданием, так как она делает человека праведным и еще более есть оправдание Божие. Ибо в день оный Бог будет судить нас, имея заповеди как бы некоторым письменным оправданием, //"Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха"//[[new:in:15:22| (Ин. 15, 22)]], и опять: //"слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день"// [[new:in:12:48|(Ин. 12, 48)]]. Для чего к словам //"поступая по всем заповедям"// прибавлено "//беспорочно//"? Выслушай. Часто некоторые поступают по Закону Божию, но все делают для того, чтобы показаться людям [[new:mf:23:05|(Мф. 23, 5).]] Таковые не беспорочны. А Захария и заповеди соблюдал, и соблюдал беспорочно, а не для того, чтобы чрез исполнение их понравиться людям. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна** Захария и Елисавета вели жизнь высоко нравственную, святую, – **безпорочно, были** (беста) **праведны пред Богом**, т. е. неопустительно исполняли **все заповеди и уставы** закона Господня, которые даны еврейскому народу чрез Моисея и пророков, и с внешним исполнением закона соединяли внутреннее и истинное благочестие. Таким образом, их праведность была не то, что праведность так называемых Фарисеев, как увидим из Евангелия, – одна внешняя, без внутренней, каковая не делает человека праведным пред Богом. «Надобно заметить, пишет проф. Богословский, что праведность, усвояемую здесь Захарии и Елисавете, а в некоторых местах нового завета и другим лицам подзаконным, напр., Симеону [[new:lk:02:25|(Лк. 2:25)]], Лоту [[new:2pet:02:07|(2 Пет. 2:7)]], нельзя смешивать со святостью или оправданием от грехов, которые даруются человеку только кровью И. Христа [[new:1in:01:07|(1 Ин. 1:7;]] [[new:1in:02:02|2:2)]]. Это была праведность законная, которая никогда не могла быть совершенною и способною примирить Бога с человеком [[new:gal:03:10|(Гал.3:10-]][[new:gal:03:11|11)]]; эта праведность только усиливала жажду к искуплению и возбуждала в сердцах людей чувства покаяния и веры в Мессию». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно** //«Праведны пред Богом».// Захария и Елисавета не только перед людьми являлись праведными, т. е. исполняющими волю Божию, но и пред Богом. Это значит, что праведность их была настоящая, не лицемерная (ср.[[old:gen:07:01| Быт.7:1]]). Понятно, впрочем, что эта праведность была не той, какую люди получили благодаря искуплению, совершенному Христом: бремя наследственного греха не было снято с этих праведных супругов. //«Поступая по всем заповедям и уставам...»// Между «//заповедями//» (ἐντολή) и «//уставами//» (δικαίωμα) различие заключается в том, что первые обозначают собой отдельные постановления закона Моисеева, а последние – лежащие в основе всего законодательства правовые нормы. [<10>]