[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:7 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.** Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что Закон требует многочадия не плотского, а духовного. //"Оба были уже в летах преклонных"// и по телу, и по духу, ибо по душе они состарились, то есть сделали большой успех, полагая восхождения в сердце [[old:ps:083:06|(Пс. 83, 6)]] и имея жизнь как день, а не ночь, поступая благоприлично как во свете [[new:rim:13:12|(Рим. 13, 12. 13)]]. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И не бе има чада, понеже Елисавет бе неплоды, и оба заматоревша во днех своих беста** **Не бе има чада** (у них не было детей) и пр. Обилие детей и потомства у евреев считалось видимым выражением особенного благословения Божия за благочестие и, наоборот, бездетство служило знаком немилости Божией к грешным людям [[old:vtor:28:18|(Втор. 28:18)]]; так как в ветхозаветное время благочестие тесно соединялось с обилием благ внешних: **да благо ти будет и долголетен будеши на земли** (5-ая запов.). И вот у Захарии и Елисаветы, несмотря на их праведность, не было детей. Но это было попущено Богом для испытания их веры, подобно как то было с Авраамом и Саррою, – т. е. для того, чтобы еще более укрепить их веру и возвысить их праведность, через что они могли бы удостоиться чести быть родителями Предтечи Христова. Правда, об испытании веры здесь не говорится, пишет один из толкователей Евангелия (проф. Богосл.), но говорится о физической причине их бездетства – неплодстве Елисаветы и вообще старости обоих (**оба были уже в летах преклонных** – **заматеревши** во днях своих беста); но это – потому и для того, что евангелист поставил себе целью выставить на вид и как можно яснее чудесность события. – Является вопрос: почему Предтече Христову должно было родиться от престарелых родителей? Иоанн Креститель родился так для того, отвечается на это в одном из церковных стихов, чтобы быть истинным Предтечею Того Бога Слова, Который имел родиться от Девы, дабы сии великие события были преславны. «За одним чудом, пишет еще св. Амвросий, долженствовало следовать другое. Необходимо было Иоанну Крестителю родиться от неплодной матери, чтобы люди приготовились видеть рождение Спасителя от безмужной Девы». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных** Супруги не имели детей, что у евреев считалось очень большим несчастием, так как служило знаком немилости Божией [[old:vtor:28:18|(Втор.28:18)]]. В настоящем случае это, впрочем, как оказалось, не было делом немилости Божией, а, вероятно, служило к тому, что родившийся на старости лет у Захарии и Елисаветы младенец должен был стать предметом их нежнейших попечений, как некогда Исаак стал таким предметом для своих родителей – Авраама и Сарры. Кроме того, что Елисавета доселе была бесплодна, и сам возраст обоих супругов (προβεβηκότες ἐν ταῖς ἡμέραις – //«в летах преклонных»//) не давал вообще надежды на получение детей. И тому и другому супругу было, вероятно, лет по шестидесяти (проф. Богословский, «Детство Господа нашего Иисуса Христа», с. 155). [<10>]