[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный** Дух Илии вселился и в Иоанна, потому что духи пророков повинуются пророкам; и почти во всем мы находим Иоанна подобным Илии. Тот жил в горах, и этот проводил время в пустыне; того питали вороны, и этот ел акриды; тот облекался в милоть, и этот в велблужди власы; тот был суров и обличитель, и этот равным образом; тот обличал Ахава, царя иудейского, и Иезавель, жену его: //"ты"//, говорит он, //"развращающий Израиля, и дом отца твоего"// [[old:3ts:18:18|(3Цар.18:18)]], – и Иоанн обличал Ирода и Иродиаду: //"не должно тебе иметь жену брата твоего"// [[new:mk:06:18|(Мк.6:18)]]. И он **"предъидет в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям"**. Что значит: **"возвратить сердца отцов детям"**? Отцы иудеев: Авраам, и Исаак, и Иаков, и двенадцать патриархов, и все праведники, видя грехолюбивый народ, с готовностью блудодействующий с чужими богами, отвращались от них, как от таковых. С тех же пор, как Иоанн возвестил крещение покаяния, многие обратились к Богу. Итак, отцы их, видя, что они обращаются к Богу, и сами обратили к ним свои сердца; вот что значит: **"возвратить сердца отцов детям, дабы представить Господу народ приготовленный"**, избранников Божиих, о которых Давид пророк предвозвестил, говоря: //"таков род ищущих лица Бога Иакова"// [[old:ps:023:06|(Пс.23:6)]]. **//Беседа о пророчестве Захарии, и о зачатии Елисаветы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный** Архангел говорит, что святой Предтеча возвратит **сердца**, то есть сердечные чувствования, сердечные залоги, **отцев детям и непокоривым образ мыслей праведников**. Кто эти отцы, кто эти праведники? Отцами названы родоначальник израильтян Авраам и все святые предки их, святые судии, цари и пророки. Под именем праведников должно разуметь всех, угодивших Богу в Ветхом Завете; из них некоторые не принадлежат к израильскому народу. Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги; какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей — соответствующее сердечному залогу смиренномудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в молитве, сказал: //"Аз есмь земля и пепел"// [[old:gen:18:27|(Быт. 18.27)]]. И когда он сказал это? Когда предстоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных тайн, когда получил величайшие обетования, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным божественных откровений. //Землею и пеплом// назвал себя праведный, многострадальный Иов, удостоившись боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтожество, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы престал существовать [[old:iov:42:06|(Иов. 42.6)]]. Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, боговдохновенный пророк Давид, чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал единственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смирение было для него причиною спасения [[old:ps:114:05|(Пс. 114.5)]]. Пророк [Исаия], увидев Бога, признал себя недостойным Бога и по причине собственной греховности, и по причине греховности всего человечества, в которой непременно участвует каждый человек, зачинаясь и рождаясь в ней [[old:is:06:05|(Ис. 6.5)]]. Таково было душевное настроение ветхозаветных праведников, отцов ветхозаветного Израиля по плоти, отцов новозаветного Израиля — христианского племени — по духу. Посредством такого настроения они соделались способными приять верою за несколько веков обетованного Мессию и почили в надежде получить спасение чрез Него, //не приемше обетовании, но издалеча видевше я, и целовавше// [[new:evr:11:13|(Евр. 11.13)]]. Такое настроение требовалось от человеков, современных Богочеловеку, для принятия Богочеловека; такое же настроение требуется и ныне, чтоб принять Христа, усвоиться Христу. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный** См. Толкование на [[new:lk:01:13#sschmch_grigorij_lebedev|Лк. 1:13]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный** См. Толкование на [[new:lk:01:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 1:15]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и той предидет пред Ним духом и силою Илииною, обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершены** **Предъидет пред Ним** (И. X».) **духом и силою Илииною** (в духе и силе Илии), т. е. будет действовать с тою же горячею ревностию и сильным влиянием с какими в свое время действовал пророк Илия. То же самое предсказал об Иоанне Предтече пророк Малахия, – он назвал его прямо именем Илии [[old:mal:04:05|(Мал. 4:5-]][[old:mal:04:06|6)]]. **Обратити** (чтобы возвратить) **сердца** отцев **на чада** (детям). Это значит, что Иоанн восстановит мир и любовь между членами семьи; так как до него, при упадке народной нравственности, семейные нравственные связи ослабели, а появление разных сект внесло в семьи разлад и раздвоение. Противным **в мудрости праведных** (возвратит непокоривым, т. е. непокорным закону Божию, безнравственным, нечестивым, образ мыслей праведных). Это значит, что Предтеча сделает людей безнравственных – нравственными, нечестивых – благочестивыми. **Уготовати Господеви люди совершены** (дабы представить Господу народ приготовленный), т. е. приготовить еврейский народ к принятию Мессии, указывая на близость Его пришествия и призывая к покаянию. Если же и после проповеди Предтечи народ остался не вполне приготовленным, то это произошло уже не от проповедника, а от собственного нерадения народа, его невнимательности и злой воли. «Когда приходил какой-либо пророк с проповедию, пишет блаж. Феофилакт, то не все веровали, но способные, т. е. предуготовившие себя к тому; так и Иоанн приготовлял Господу людей, но не непокорных, а способных, т. е. предуготовившихся к принятию Христа. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный** //«И предъидет пред Ним»//, т. е. будет идти впереди Бога (ср. стих 16). Пророки Ветхого Завета неоднократно изображали наступление Мессианского времени как пришествие Иеговы, Который как Мессия явится Своему народу и спасет его от ига врагов его ([[old:is:46:13|Ис.46:13,]] [[old:is:52:10|52:10]], [[old:is:56:01|56:1]]). //«В духе и силе Илии»//. Иоанн будет действовать в еврейском народе с такой же ревностью о Боге и силой одушевления, с какой некогда действовал среди своих современников величайший пророк Илия. Это, впрочем, не относится к творению чудес, так как известно, что Иоанн чудес не творил [[new:in:10:41|(Ин.10:41)]]. //«Чтобы возвратить...»// О деятельности Иоанна евангелист говорит почти буквально словами пророка Малахии [[old:mal:04:06|(Мал.4:6)]]. У пророка же (см. в Толк. Библ. комментарий к [[old:mal:04:06|Мал.4:6]]) речь идет о мире в семье. Так как Иоанн не делал ничего такого, как и Илия, то некоторые толкователи (у нас – Богословский, с. 169) полагают, что здесь идет речь о возобновлении духовного единства между древними патриархами (отцы) и их потомками – единства, прерванного непокорностью и непослушанием последних. Это необходимо для того, чтобы еврейский народ был в состоянии принять Господа (ср. 16-й и начало 17-го стиха). [<10>]