[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его** См. Толкование на [[new:mf:01:21#svt_ioann_zlatoust|Мф. 1:21]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его** См. Толкование на [[new:lk:01:30#svt_grigorij_palama|Лк. 1:30]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его** См. Толкование на [[new:lk:01:31#svt_nikolaj_serbskij|Лк. 1:31]] ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 32-33 **Он (Иисус) будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца** Особенно откликнись этому Божиему слову! Ведь Божие обетование распространяется и на тебя! Не ради тебя ли является **«Сын Всевышнего»** и не под тобой ли воздвигается престол Его? Войди же в Его Царство!.. Будь сыном Его!.. И пусть Господь царствует в душе твоей во веки и пусть **«Царству Его»** над тобою **«не будет конца»**! Велико обетование! Счастливы принявшие его – сыны Господнего Царства. //**Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== Ст. 32-33 **Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца** Все, следовательно, что было написано, как было уже сказано, было написано духовно на нашу пользу. Как, например, Бог, предвозвещая о Христе, обещал воздвигнуть Его Царем Израилю, **дать Ему престол Давида, отца Его**, и построить Иерусалим в веках, **и Царству Его**, говорит (Бог), **не будет конца**, и Он будет господствовать от края и до края земли, и, кратко говоря, Бог обещал восставить Его Избавителем и Царем и Властелином народа израильского. И вот видим в видимых (вещах), что ничего из этого не случилось, ибо ни Христос не воцарился в Иерусалиме явно, ни построил его, но, напротив, провозглашенный Царем, Он был наказан крестом, и Тот, Кого Царству, как говорит Писание, не будет конца, в видимом ни начал царствовать, ни избавил Израиля, ни воссел на престоле Давида, но, наоборот, как было сказано, был заплеван, и обесчещен, и заушен, и распят, этот ожидаемый Царь. Что, следовательно? Пророчество бездеятельно, и слово Божие ложно? Вот, в видимых вещах ничего из этого не случилось, если только Бог духовно и таинственно не проговорил через святых, и духовно и воистину произошло и происходит. Ибо пришел Избавитель, Господь, истинный Царь Израиля, то есть Царь души, падшей от врагов и от страшных начальников зла и низведенной от первого преступления человека. Пришел Христос избавить ее, пришел Царь, обещавший построить Иерусалим и падшую скинию Давида, то есть самую душу, отпавшую во зло страстей. Пришел собрать весь Израиль, то есть все рассеянные мысли самой чистой природы души, рассеянные злобою в этом веке, то есть собрать святых горнего Иерусалима. Пришел и воссел на Своем престоле, на человеке, и воцарился над Иерусалимом, над душою, вовеки, и Царству Его не будет конца над всякой душой, которую Он искупил от власти тьмы и представил в Свое Царство, и воссел на ней, и воцарился над истинным Иерусалимом, над самой душой и над истинным Израилем, над самим человеком. И Он освободил душу от греха вовеки, в ней Он царствует и обитает, и Царству Его не будет конца. Об этих тайнах говорили пророки, и об этом искуплении они предсказывали, и об этом Царстве, и об этом Иерусалиме, и об этом престоле, как мы доказали из самих вещей, — воистину исполнились все писания святых пророков. //**Собрание рукописей типа I. Слово 24.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 32-33 **Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца** //Вопрос//: Если Давид царствовал над одним только Израилем по плоти, а Израиль по плоти отверг Царство Христово - почему оно и перешло к язычникам [[new:act:13:46|(Деян. 13:46)]], - то как сбудется речение Архангела: **И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки**? //Ответ//: Это трудное место, как кажется мне, имеет вполне ясное и понятное объяснение. Ибо если не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его, но детей обетования признает Бог за семя; и хотя бы сыны Израилевы были числом //как звезды небесные и как песок морской, только остаток спасется// [[new:rim:09:06|(Рим. 9:6-8]],[[new:rim:09:27|27)]], то ясно, что Израилем является верный народ, который посредством праведных дел и через истинное ведение по вере "видит Бога", будет ли он по плоти вести род от Израиля, или же будет из числа язычников. Ибо кто носит в себе ясное и чистое начертание веры Авраама, Исаака и Иакова, тот не отчуждается от призвания и благодати истинного Израиля. Но и сам блаженный Давид царствовал [только] над верными во Израиле. Поэтому Израиль, как только погасил в себе светоч веры, сразу же отпал и от царства Давидова. Итак, [тут нужно разуметь] духовный престол Давида, умопостигаемое царство разумных душ, верный дом Иаковлев, святой и великий народ, который Бог пророчески обещал Моисею учредить вместо телесного и ропчущего Израиля - его или Того, Кто символически понимается под этим народом. [Ибо Бог] говорит: //Остави Мя, и потреблю народ сей зараз, и сотворю тя в язык велик и страшен паче сих// [[old:vtor:09:14|(Втор. 9:14)]]. Но не неверный и ропчущий дом Иаковлев, и не народ грешный, и не семя лукавое, и не сынов беззаконных, и не князей Содомских и людей Гоморрских, и не тех, которые отвратились лукавым отвращением, оставили Господа, огорчили Святого Израилева, не познали и не уразумели Бога, поражены неисцелимой язвой неверия, не принимающей никакого разумного способа врачевания, исцеляющего неверие души. Ибо [Священное Писание] гласит: //Увы язык грешный, семя лукавое, сынове беззаконии, остависте Господа, и разгневаете Святого Исраилева. Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания// [[old:is:01:04|(Ис.1:4-6)]]. Не тех [здесь нужно разуметь], которые //хромали на обе плесне// [[old:3ts:18:21|(3Цар. 18:21)]], отвратились от истины и извержены от божественного наследия, подобно Каину, Исмаилу, Исаву, Рувиму, Иру, Онану, Манассии, Елиафу и Амнону, первенцам патриархов и пророков, изверженным и отвергнутым. Ибо говорит [Господь]: //Сын Мой первенец Исраиль// [[old:ish:04:22|(Исх. 4:22)]]; но [не говорит] "единственный", поскольку Он надеялся на усыновление божественного и благочестивого народа, созидаемого по Богу и приводимого к усыновлению в благодати через отвержение первородного и неверного народа израильского, восставшего на духовного Авеля и убившего [его] подобно Каину, насмехавшегося над божественным нравом духовного Исаака подобно Исмаилу, неистовствовавшего против духовного Иакова подобно Исаву, излившего семя веры и праведности по ней на землю заблуждения и страстей подобно Иру и Онану, отрекшегося от Церкви Божией, как они от Фамари, усвоившего забвение добродетелей подобно Манассии, досадовавшего из гордости на принятие царства духовным Давидом и за то презренного подобно Елиафу и ставшего творцом неслыханного беззакония подобно Амнону. Не этих //сынов чужих охромоша от стезь своих// [[old:ps:017:46|(Пс. 17:46)]], дышащих безумием и убийством, подлинно плотских и сынов одной только плоти, чуждых благодати, //бог которых - чрево, и слава их - в сраме// [[new:fil:03:19|(Флп. 3:19)]], память о неверии которых //погибе с шумом// [[old:ps:009:07|(Пс. 9:7)]], но, как я сказал, верного и духовного Израиля, видящего Бога через веру, собранного от всех народов //по избранию благодати// [[new:rim:11:05|(Рим. 11:5)]], людей, взятых в удел, //народ святый, царственное священство// [[new:1pet:02:09|(1Пет. 2:9)]], и обещал Бог пророчественно через Ангела Деве дать Того, Кто родится от Нее, во Спасителя всем. Всё это по самому ходу вещей получило себе подтверждение, когда Господь исполнил обетования, [данные] отцам, благословил и усыновил в духовном Аврааме все народы,поставил самого Авраама в духе и через веру отцом всех народов, воссел на духовном престоле Давида и царствует над верным домом Иакова во веки, Царством, не имеющим предела. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его** См. Толкование на [[new:lk:01:31#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 1:31]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его** **Он будет велик**: и о Предтече Ангел возвестил, что он будет **велик**, но прибавил — **пред Господом**, т. е. велик как раб пред Господом, об Иисусе же Ангел выражается просто велик, т. е. безусловно велик, или величайший. — В чем будет состоять Его величие, Ангел объясняет тотчас же, под покровом ветхозаветных образов, без сомнения понятных пресвятой Деве, искусной в разумении Писаний съизмлада, как говорит предание; в словах Ангела она могла уразуметь сопоставление замечательнейших пророчеств о Мессии [[old:2ts:07:01|2 Цар. 7:1-29]]; [[old:is:07:01|Ис. 7:1-25]]; [[old:is:09:01|Ис. 9:1-21]]; [[old:mih:05:01|Мих. 5:1-15]] и др. — **Наречется**: т. е. будет (ср. прим. к [[new:mf:05:09|Мф. 5:9]]; [[new:mf:19:21|Мф. 19:21]], 13 и др.). — **Сыном Всевышнего**: Сыном в особенном, собственном смысле, как Сын Единородный [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]]. **Всевышнего**: т. е. Бога Отца, именуемого так потому что Он, как Вечный и Творец, неизмеримо выше всякой твари на небе и на земле [[new:mk:05:07|(Мк. 5:7)]]. От вечности Сын Божий Единородный, второе лицо достопоклоняемой Троицы, стал во времени Сыном Всевышнего Единородным, воплотившись в лице Господа Иисуса Христа. «Слово было Сыном Вышнего и прежде веков, но не называлось так и не было известно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и назван Сыном Вышнего видимый и творящий чудеса» (Феофил.). — **Престол Давида**: имеющий родиться Младенец будет царем, наследником и обладателем царского достоинства Давидова. — **Отца его**: Давид называется отцом Мессии Иисуса Христа потому, что Он происходил от Давида по прямой линии — и по матери, и нареченному отцу своему (ср. прим. к [[new:mf:01:01|Мф. 1:1]], [[new:mf:01:16|16]], выше — 26). Бог обетовал Давиду, что он управит престол его до века, то есть вечно будут цари из рода Давидова, и это обетование исполнилось во Христе — вечном Царе Церкви. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 32-33 **сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца** И о Предтече Ангел возвестил, что он будет **велий** (велик, ст. 15), но – велик пред Господом, а не безусловно велик или величайший из всех. Чем будет велик, Архангел говорит далее: **Сын Всевышняго**, т. е. Бога Отца, – превысшего всякой твари небесной и земной, как воплотившийся Единородный Его Сын [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]] **наречется**. **И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И воцарится в дому Иаковли** (над домом Иакова) **во-веки**. Давид называется отцом И. Христа, потому что Он происходит от Давида и по Матери, Св. Деве Марии, и по названному отцу Своему Иосифу (Чит. объясн. 27 ст. и [[new:mf:01:01|(Мф. 1:1-]][[new:mf:01:16|16)]]. О происхождении Мессии – вечного Царя из рода Давидова предсказано было Давиду от Бога [[old:2ts:07:12|(2 Цар. 7:12-]][[old:2ts:07:15|15]]; [[old:ps:131:11|Пс. 131:11)]] **Над домом Иакова**. Здесь разумеется главным образом народ еврейский, который произошел от 12-ти сыновей патриарха Иакова, но разумеются и все другие народы, которые уверуют в Мессию. Говорится же здесь только о царствовании над еврейским народом потому, что Иисус Христос по плоти произошел от сего народа, и потому, что спасение всего мира долженствовало произойти от иудеев, как избранного для сей цели народа [[new:in:04:22|(Ин. 4:22)]]. «Слыша о престоле Давидовом, пишет блаж. Феофилакт, не подумай о царстве чувственном, но разумей о божественном, которым Он воцарится над всеми народами божественною проповедью;» почему и сказано Ангелом: **царству Его не будет конца**. Земное царство Давидово было только образом и сению духовного царства Христова. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 32-33 **Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца** Здесь изображаются свойства и деятельность Сына Пресвятой Девы. //«Он будет велик»// – велик именно тем, что наречется или будет (ср. [[new:mf:05:09|Мф.5:9–19]]) Сыном Всевышнего, конечно, как человек, потому что по Божеству Он вечно сын Вышнего Бога (блж. Феофилакт). //«Престол Давида, отца Его».// О пришествии великого Царя из рода Давида предсказано было самому Давиду [[old:2ts:07:12|(2Цар.7:12–19)]]. Но если Сын Пресвятой Девы называется здесь потомком Давида, то этим самым ясно показывается, что Пресвятая Дева происходила из рода Давидова: Она только одна – без Иосифа – здесь выступает рождающей Мессию, потомка Давидова, Который таковым здесь представляется именно по Матери. //«Над домом Иакова»//. Пока Мессия изображается только как Царь народа избранного, речь Ангела движется в кругу пророческих представлений о мессианском Царстве, согласно которым, действительно, это Царство будет основано прежде всего в израильском народе. Конечно, этим не исключалась возможность и язычникам с течением времени стать членами этого Царства. [<10>]