[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:46 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Величит душа моя Господа.** Как словами: «славить Бога» не выражается, будто бы отвне придается Богу слава, и выражением: «святить Господа» не означается, будто бы прилагается Ему святость; так и словами: «величать Бога» не показывается присовокупление Ему величия. Напротив того, величающий Бога приемлет в себя причастие Его величия. Посему и сказано: **величит душа моя Господа.** И это не покажется странным тому, кто в точности дознал, что Бог не приемлет, но подает блага. ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 46-48 **И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды** Богоматерь исповедует пред всем человечеством в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный ею Бог есть вместе и ее Спаситель. Если же Бог есть ее Спаситель, то она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог — Творец и ангелов и человеков: но Он — Спаситель одних человеков; относительно ангелов, не подвергшихся падению, Он — Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумною тварью Спасителем есть вместе признание этою тварью своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение ею Бога, Спасителя ее и всех человеков, доставило ей величие, превысшее величия безгрешных ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 46-47 **И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем** Мария, слыша похвалы своей родственницы, сходит в глубину своего ничтожества, и приписывая Богу все дары благодати, пребывающей в Ней, выражает свою любовь, благодарность и смирение удивительной песнью, которую Церковь ежедневно повторяет на утрени. В сей песни, видна возвышенность чувствований, мыслей и слога, превосходящая писания древних Пророков. Святая Дева восхваляет в ней Бога за Его бесконечные милости и Ему воздает всю славу. //**Избранные места из Священной Истории**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 46-50 **И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей... что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его** Молитва благодарного хваления Господа душою обретшего Его. «Душа моя величает Господа! Дух мой возрадовался о Боге, Спасителе моем! Ведь милость Господа к боящимся и чтущим Его в роды родов. И на мне – милость Его!.. И когда я открыл путь Господу, устранив свою греховную самость, и смиренно подклонился Божией воле, Он призрел на смирение рабы Своей и пришел и возвел меня на высоту Своего сыновства. Сотворил мне величие, Сильный»... Восхвали же, душа моя, Господа, спасающего тебя! Да будет «свято имя Его»! //**Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== Ст. 46-47 **И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем** Смотри, как одинаково действует Дух Божий в душах человеческих. Божия Матерь, по сошествии на Нее Духа Животворящего и осенении Ее силою Вышнего, величает Бога и радуется о Нем. То же было и с апостолами по сошествии на них Святого Духа: они также величали Бога на разных языках и радовались о Дусе Святе; то же было и с домашними Корнилия сотника и с самим Корнилием: по сошествии на них Святого Духа они величали Бога и духовно радовались. //Царствие Божие есть мир и радость во Святом Духе// [[new:rim:14:17|(Рим. 14,17)]]. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 46-50 **И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его.** Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога, приписывая чудо не Себе, а Ему; ибо Он, - говорит, - призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И //"отныне будут ублажать Меня все роды"//, не одна Елисавета, но и роды верующих. За что же ублажать? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. - Наименовала Его //"Сильным"//, чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. //"Имя Его"// назвала "//святым//", чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь в утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят. Не ко Мне одной //"милость Его"//, но и ко всем боящимся Его; ибо не боящиеся Его, но совершенно недостойные не получают милостей. Сказав, что милость Божия //"в роды родов"//, указала на то, что боящиеся Бога милость получают и в нынешнем роде, то есть в нынешнем веке, и в будущем роде, то есть в бесконечном веке; ибо и здесь получают во сто крат, а там еще более [[new:mf:19:29|(Мф. 19, 29).]] Внимай: прежде душа величает Господа, потом дух радуется. Или что то же: величает Бога тот, кто ходит достойно Бога. Ты называешься христианином, - не умаляй же достоинства и имени Христова чрез недостойные дела, но величай оное чрез совершение великих и небесных деяний, Тогда и дух твой возрадуется, то есть духовное дарование, полученное тобой чрез великие дела, взыграет и благоуспеет, а не сократится и, так сказать, умертвится. Знай и то, что Писание, по-видимому, просто называет духом и душой одно и то же, но собственно оно различает. Ибо оно называет душевным человеком того, кто живет по естеству и руководится человеческими помыслами, например, в случае голода ест, врага ненавидит и вообще ни в чем не представляется возвышающимся над естеством; а духовным называет того, кто побеждает законы природы и не мудрствует ни о чем человеческом. Таково в Писании различие между душой и духом ([[new:1kor:02:14|1 Кор. 2, 14-15;]] [[new:gal:06:08|Гал. 6, 8]]). Быть может, врачи различают их иначе, но нам нужно внимать Писанию, а врачи пусть заблуждают. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 46-48 **И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася Дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди** **И рече Мариам** (сказала Мария) и пр. Под впечатлением радостных событий как с Самою Пресв. Девою, так и с Ея родственницею Елисаветою, после боговдохновенного приветствия Ей от сей последней, из души Ея излилась чудная, пророчественная песнь во славу Бога и будущаго Спасителя мира. В Своей песне Св. Дева прославляет особенно явленные в искуплении мира: 1) милость Божию [[new:lk:01:48|(Лк. 1:48)]], 2) всемогущество [[new:lk:01:49|(Лк. 1:49-]][[new:lk:01:51|51)]], 3) святость [[new:lk:01:49|(Лк. 1:49-]][[new:lk:01:51|51)]], 4) правду [[new:lk:01:52|(Лк. 1:52-]][[new:lk:01:53|53)]] и 5) в особенности верность Бoгa Иеговы завету Своему [[new:lk:01:54|(Лк. 1:54-]][[new:lk:01:55|55)]]. Песнь сия почти каждодневно употребляется у нас в Православной Церкви за утреннею службою. **Величит** – прославляет, славословит Бога за являемое Им спасение миру. **Призре на смирение Рабы Своея**. Здесь разумеется главным образом тогдашняя незнатность и уничижение рода Давидова, из которого происходила Пресв. Богородица, также и нравственное смирение Ее Самой. Из предания известен случай Ее смирения в самое время Архангельскаго благовестия Ей. Пред благовестием, при чтении книги пророка Исаии, остановясь на словах его о рождении Спасителя от Девы, Мария так размышляла: «как счастлива была бы Я, если бы Господь удостоил Меня быть служанкою сей Девы!» **Отныне ублажат Мя** (Меня) **вси роди**, т. е. будут благословлять, прославлять все народы, все люди, которые уверуют в сына Ее – Искупителя мира. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 46-48 **И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды** В этих стихах содержится первая строфа хвалебной песни Богоматери. Здесь, как равно и в следующих строфах, Пресвятая Дева выражает чувство Своего благоговения пред Богом словами ветхозаветных священных гимнов, и прежде всего словами песни Анны, матери Самуила ([[old:1ts:02:01|1Цар.2:1]] и сл.). //«И сказала Мария»//. Это замечание указывает на то, что следующая песнь есть личное излияние чувств Пресвятой Девы, а не сказана по особому внушению Святого Духа. //«Величит»//, – т. е. возвышает, прославляет. «//Душа//» – центр внутренней жизни человека. «Дух» – духовный, высший руководитель внутренней жизни человека. Впрочем, то и другое понятие – «душа» (ψυχή) и «дух» (πνεῦμα) – могут быть признаны просто синонимами. «//Возрадовался//» – по-гречески аорист (ἠγαλλίασε). Это означает поворотный пункт в душевной жизни Богоматери, который представляет собой получение радостного приветствия от Ангела (стих 28). Возвращаясь к этому, уже прошедшему, событию Мария прославляет Бога. //«Спасителе Моем//». По отношению к Марии Бог явился Спасителем (σωτήρ), т. е. освободителем от всякого зла или, так как Мария, собственно, не терпела доселе никакого несчастья, Ее Благодетелем. А в чем это благодеяние – Она говорит далее. //«Что призрел на смирение Рабы Своей»//. Мария называет Себя смиренной Рабой Бога, показывая этим, что Она занимала в израильском народе очень незаметное положение и была крайне бедна (смирение – не добродетель смирения, на какую Мария, конечно, не стала бы указывать как на причину милости к ней Бога, а именно низкое, бедное положение, ср. [[old:is:11:04|Ис.11:4]] по славянскому тексту). [<10>]