[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:78 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше** См. Толкование на [[new:lk:01:76#sschmch_grigorij_lebedev|Лк. 1:76]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше** См. Толкование на [[new:lk:01:76#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 1:76]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **милосердия ради милости Бога нашего, в нихже посетил есть нас Восток свыше** От сына своего, Предтечи Христова, св. Захария опять обращается к Самому Христу. **Восток свыше**, так называет Захария Христа Спасителя. Название заимствует он от востока солнца. Как солнце освещает землю, так и Христос Своим святым учением и искупительною жертвою имел просветить человечество. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 78-79 **по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира** В последней строфе своей песни Захария опять обращается к Богу с благодарением за ниспослание Мессии и за те блага, которые Мессия принесет с Собою. //«По благоутробному милосердию»//. Эти слова нужно связывать не с выражением //«в прощении грехов»// (как у Зигавина и некоторых других толкователей) и не со словом «//спасение//» (как у Кейля), но со всем, что сказано, начиная со слов //«и предъидешь//» в 76-м стихе. Само это выражение означает //«милосердое сердце»// (σπλάγχνα ἐλέους). Бог имеет милосердое сердце, и этим объясняется, почему Он послал Иоанна. //«Которым»//, точнее: «в силу которого или чего» (ἐν οἷς). //«Посетил нас Восток свыше»//. Одни толкователи понимают под «Востоком» (ἀνατολή) Бога, другие – Мессию (у нас еп. Михаил и проф. Богословский, с. 305–306). Но, кажется, лучше всего принять, что Захария здесь имеет в виду вообще Мессианское спасение. У пророка Исаии Бог говорит: «спасение Мое» как свет «//восходит//» [[old:is:51:05|(Ис.51:5)]]. Это выражение и подобные ему могли здесь припомниться Захарии, и он изобразил это грядущее спасение (правильнее читать: «//посетит//» – ἐπισκέψεται, чем «посетил» – ἐπεσκέψατο) как свет, восходящий и постепенно разливающейся по небу и оттуда («свыше») расходящийся по земле. //«Просветить...»// точнее: «чтобы просветить тех, что пребывают в тяжких бедствиях, как духовных, так и телесных» (см. [[new:mf:04:16|Мф.4:16;]] [[old:is:09:02|Ис.9:2]]). «//Направить//...» Это – цель просвещения и, следовательно, конечная цель появления Мессианского спасения (стих 78). Нужно, чтобы люди, находящиеся во тьме, нашли дорогу, ведущую к мирной жизни, как противоположной тем духовным и телесным бедствиям, в которых они доселе находятся. Говорить (как проф. Богословский, с. 307–308), что здесь Захария подразумевает искупительную жертву Христа, которая дарует истинный мир с Богом нет достаточных оснований: Захария, подобно ветхозаветным пророкам, представляет себе новую жизнь в самых общих чертах. **//Толковая Библия.//** [<10>]