[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:80 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю** Какой же это был **«день явления»** его? – Когда настало время для Крещения Господня, о коем времени было написано: //«Несть разумеваяй, несть взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша»// [[old:ps:013:02|(Пс.13:2-3)]]. Итак, как тогда, когда все мы были нечестивыми, Господь, движимый неизреченным человеколюбием, ради нас сошел с небес, так и Иоанн тогда ради нас вышел из пустыни, имея послужить человеколюбивой воле Его; потому что как для глубины тогдашнего человеческого зла, так и для несравненного ни с чем снисхождения человеколюбия Божия, имелась нужда в таковом имеющем послужить, который достиг совершенства во всех добродетелях: потому что таким образом он бы привлек к себе всех видящих его, как это действительно и случилось, потому что на основании чуда он обратил к себе людей: как человек совершенно исключительный, являющий в себе образ жизни, который выше человека. И проповедь его была достойна образа его жизни: потому что он обещал царство небесное, и угрожал огнем неугасимым, и явил, что Христос есть Царство Небесное, //«Емуже лопата в руку Его//, – говорит, – //и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою: плевы же сожжет огнем неугасимым»// [[new:lk:03:17|(Лк.3:17)]]. **//Омилия 40. О всечестном Христовом Предтече и Крестителе Иоанне.//** ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Младенец же** (Иоанн Предтеча) **возрастал и укреплялся духом** Две стороны развития ребенка: возрастание тела и укрепление духа. Обе законны и требуют удовлетворения, потому что двухсоставен человек и забота только об одной стороне его природы приносит ущерб правильности развития человека. Происходит одностороннее развитие природы, и закрепляется ограниченность человека. Одна сторона природы, односторонне развиваемая, поглощает другую, и так формируется уродство личности. Что справедливо в отношении ребенка, то еще с большей справедливостью приложимо к взрослому, потому что природа человека одна – что в ребенке, что в зрелом, а между тем зрелому человеку, получившему одностороннее воспитание, приходится расплачиваться за ошибки прошлого и быть в невольном плену своего уродства. И надо очень, очень много усилий, чтобы избавиться от него. Надо иметь хорошую голову, много знаний, развитую волю и неиспорченную совесть. Не игнорируй же духа... Дай ему жить и развиваться. И развивая тело, крепи и дух, чтобы формировался в тебе полный человек, способный к полной, а не к однобокой жизни. **Младенец же возрастал... и был в пустынях** Пустыня, одиночество – лучшая школа души. Одиночество невольно приучает силы души сосредоточиваться в самих себе. А это способствует углублению душевных способностей, их всестороннему развитию и, значит, способствует росту души. Напротив, жизнь души в быстрой смене впечатлений рождает поверхностность и дает только внешний налет непрочных знаний и неглубоких, быстроскользящих настроений. Это – иллюзорное развитие. Тут знание хуже невежества, и тут отклик чувства вреднее бесчувствия. Не бойся же оставить душу во внешнем одиночестве. Потеря внешних впечатлений – и нищета, и преддверие богатства. Нищета в обманном натаскивании на себя мнимого развития. И она сказывается, когда человек почему-либо лишается притока внешних рассеивающих впечатлений и остается один на один с самим собою... Тогда человек, не имея никакой своей внутренней ценности, повисает в пустоте, и тоскующая душа, чтобы ей не смотреться каждую минуту на свое нищенство, стремится вытолкнуться на других людей, на улицу, на поток поверхностных впечатлений, чтобы в чем-то найти себя, свое лицо и этим почувствовать какое-то утверждение себя в жизни. И, напротив, когда в душе имеется свое богатство внутреннего мира, она даже избегает рассеивающей пустоты внешнего, потому что она (пустота) несет с собой если не истребление, то бесплодие для душевного богатства самособранной души. Значит, богатство души – в ее внутренних силах, и одиночество, эта внутренняя пустыня – лучший сторож богатства и вместе лучшая гарантия его развития и роста души. Ведь для роста души, прежде всего, и нужно, чтобы душа была в себе самой, в сосредоточенности, а не в разброде своих внутренних сил. Тогда она входит в соприкосновение с источником своей силы – Богом, и таким образом совершается нарастание ее крепости, расширение и углубление ее внутреннего мира. Так не бойся же одиночества... Полюби его, как пустыню любит пророк и отшельник... И скоро обретешь там Бога... И с Ним укрепится и будет возрастать твоя душа, расширяясь в богатстве единения с источником силы и жизни – твоим Господом. //**Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю** См. Толкование на [[new:lk:01:76#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 1:76]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Отроча же растяше и крепляшеся духом: и бе в пустынех до дне явления своего ко Израилю** **Растяше** (возростал) – относится к телесному возрасту; **крепляшеся** (укреплялся) **духом** – к духовной жизни. Бе (был) **в пустынях**, – называвшихся Иудейскими, близ Хеврона. Так называлось пространство в несколько верст на запад от Мертвого моря, пересекаемое горами и несколькими небольшими речками. Слово пустыня не означает местности, совершенно лишенной жителей, но -местность, мало обитаемую. В пустыне Иудейской были селения (Мих.). – До сих пор еще указывают в нескольких верстах от Вифлеема в дикой местности пещеру, где жил Иоанн. – В каком возрасте Предтеча Христов поселился в пустыне? Предание говорит об этом следующее: слух о чудесных событиях, окружавших зачатие и рождение Предтечи, дошел до подозрительного царя Иудейского Ирода, и вот, когда волхвы искали новорожденного Спасителя, тогда Ирод подумал: уж не этот-ли младенец будет царем Иудейским? и приказал воинам, избивавшим младенцев в Вифлееме, убить и Иоанна. Елисавета, услышав о приказании Ирода, удалилась с младенцем в пустыню. Но убийцы проникли и в пустыню. Елисавета, увидя убийц, подбежала к одной отвесной скале и с верою в помощь Божию воскликнула: «гора Божия, прими матерь с сыном!» И скала чудным образом раскрылась и, приняв Елисавету с младенцем, снова сомкнулась. Тогда Елисавета поселилась в одной из горных пещер, внизу которой струился источник воды, а вверху росло финиковое дерево с плодами. Тут она скоро умерла, и Господь повелел Ангелу питать и хранить сироту-младенца. Нет сомнения, что, когда возрос Иоанн, по временам, являлся в городах и селениях. Отец же его Захария был убит Иродом, когда тот требовал от него указания, куда скрылась жена его с младенцем. [[new:mf:23:35|(Мф. 23:35)]]. «Жизнь св. Иоанна в пустынном уединении, до призвания его на общественное служение, пишет протоиерей Вишняков, покрыта таинственностью. Только несколько указаний на это можно находить в Слове Божием и писаниях отеческих». «Не спрашивай меня, говорит св. Златоуст, как например, Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незрелом возрасте, и с слабым, еще не укрепившимся телом. Каким образом детское тело его могло перенести такую перемену воздуха при многих невзгодах пустынной жизни?... Иоанн в пустыне обитал, как на небе. Предтече Того, Кто имел прекратить все древнее, как-то: труд, проклятие, печаль и пот, надлежало и самому иметь некоторые знаки такого дара и быть превыше древнего осуждения, каковым он и был. Ибо он земли не обработывал, ни бразд не рассекал, ни хлеба не ел в поте лица; но стол имел готовый, одежду находил скорее, чем пищу, а о жилище еще менее заботился, нежели об одежде. Он, нося плоть, вел какую-то ангельскую жизнь.» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю** Здесь дается общая характеристика дальнейшего развития Иоанна. Младенец «//возрастал//» телесно //«и укреплялся духом»,// т. е. приобретал тот твердый характер, какой он обнаружил впоследствии. //«В пустынях»//. Здесь по преимуществу разумеется пустыня иудейская (см. [[new:mf:03:01|Мф.3:1]]). Когда он удалился в пустыню? Церковное предание сообщает, что он жил в пустыне с самого раннего детства. Но у кого? Некоторые толкователи полагают, что Иоанн получил воспитание у ессеев, которые имели своим местопребыванием также пустыню. Но такое предположение неосновательно. Ессеи не верили в пришествие Мессии, а Иоанн себя называл предтечей Мессии. Те жили вдали от людей, а Иоанн идет на проповедь людям. Притом и сам контекст речи говорит против этого предположения: Иоанн идет в пустыню, живет там в уединении для того, чтобы подготовиться к своему служению – зачем же ему вступать в ессейское общество, которое было очень велико по числу своих членов? Не лучше ли бы было ему остаться в своем собственном городе? //«До дня явления...»// т. е. до того времени, когда голос Божий призвал его на проповедническое служение Предтечи[[new:lk:03:02| (Лк.3:2–6]]). [<10>]