[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:2 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 2-3 **Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город** Для этого каждому должно было прийдти на родину, записаться в общие списки и заплатить за себя назначенную сумму. Сей государь имел при этом, вероятно, только тщеславные и корыстные виды: но Божественный Промысл устроил это так для того, чтобы Иосиф и Мария принуждены были придти в Вифлеем, и Мессия родился в том городе, в котором, по предсказаниям Пророков, Он должен был родиться. Как мысли Божии далеки от мыслей человеческих! //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею** См. Толкование на [[new:lk:02:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 2:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Сие написание первое бысть владящу Сириею Киринию** **Квириний** (Кириний) был правителем Сирии, таким же, как и правитель Иудеи Ирод. Из истории известно, что Квириний сделался правителем Сирии не около времени Р. Христова, а спустя 12–15 лет. Это разноречие объясняется следующим образом: указ Августа о переписи издан был до рождения Христа, и она началась в Иудее этим временем, но, по случаю смерти Ирода, приостановлена, и затем через 12–15 лет снова продолжена и окончена в правление проконсула Квириния. (Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею** Т.е. эта перепись была первая в целом ряду последовавших за ней переписей и случилась она при Квиринии, когда тот правил Сирией. Евангелист, очевидно, хочет отметить, что в год рождества Христова Иудея стояла на крайней степени унижения: она изображает из себя страну, вполне подчиненную язычникам, которые берут с нее подати. //«В правление»// (ἡγεμονεύοντος), т. е. в то время, когда Квириний был вообще начальником Сирии на положении проконсула или прокуратора. «//Квириния//». П. Сульпиций Квириний (по-латыни – Квирин) был прокуратором Сирии с 6 до 11 г. по Р.X. и умер в Риме в 21 году. Но как же с этим показанием истории примирить свидетельство евангелиста Луки, согласно которому этот Квириний правил Сирией перед самым рождеством Христа? Единственно подходящим предположением в разрешении этого трудного вопроса может быть догадка некоторых толкователей (прежде всего Цумпта, а потом Кейля, Вигуру и др.), согласно которой Квириний был два раза правителем Сирии: в 750–753 гг. от основания Рима и в 760–766 гг. (Вигуру). Основанием для этого предположения служит надпись, найденная на одном римском (тибуртинском) памятнике. В этой надписи, довольно поврежденной, упоминается о каком-то правителе, который дважды правил Сирией в царствование Августа. Имеются основания полагать, что здесь имеется в виду именно Квириний. В таком случае он мог производить два раза перепись: первый раз – до рождества Христа, второй – после этого события. Таким образом, евангелист Лука не противоречит истории. [<10>]