[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:4 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова** Господь, носимый еще в Матерней утробе, был включен в народную перепись, а в последствии заплатил подать Кесарю, давая нам закон быть покорными власти, когда сие нимало не вредит благочестию. Посему будем и мы подражать тому, чему научил нас Сам Бог наш, обнищавший по домостроительству, и не станем под предлогом нашей нищеты отказываться от подати. //**Творения. Книга I.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова** См. Толкование на [[new:lk:02:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 2:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 4-5 **Взыде же и Иосиф от Галилеи, из града Назарета, во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею обрученою ему женою, сущею непраздною** **От** (из) **Галилеи, из града** (города) **Назарета**. Галилея, это – одна из частей Палестины. Во времена Христовы, Палестина имела следующие части, и части ее так были розданы между тремя сыновьями Ирода по смерти его, по приказанию Римского императора Августа: Иудея, Самария и Идумея (лежавшие к югу,) – Архелаю; Галилея и Перея (к северу и востоку), – Ироду Антипе; Гавлонитида, Трахонитида, Итурея и др. (к северо-востоку) – Филиппу. О Назарете чит. в объясн. [[new:lk:01:26|(Лк. 1:26)]] **Зане быти ему** (потому что он был) **от** (из) **дому и отечества Давидова**. (Чит. объясн. [[new:lk:01:27|(Лк. 1:27)]]. Путешествие Пресв. Богородицы вместе с Иосифом в Вифлеем для записи, которое не было обязательно для жен, так объясняет епископ Михаил: «Мария, также и Иосиф, уже знали, что от Нея должен родиться Мессия, знали без сомнения и то, что Он должен родиться в Вефлееме ([[old:mih:05:01|(Мих. 5:1)]] и дал. [[new:mf:02:05|(Мф. 2:5)]]). Теперь, когда был объявлен указ Кесаря о переписи, по которому оказалось необходимым Иосифу отправиться в Вифлеем, не могло-ли, не должно-ли было благочестивое чувство подсказать им, что этот указ в руках Провидения есть орудие для того, чтобы во исполнение пророчеств Сын их, Мессия, родился именно в Вифлееме, а не в другом каком-либо месте? И Мария, так как скоро приходило время резрешения Ея, решилась сопутствовать своему обручнику в Вифлеем, видя в этом чудесные пути промышления Божия о Ней и Ея будущем младенце». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна** «//Пошел//» – точнее: восшел (ἀνέβη). //«Из Назарета»// (см. [[new:mf:02:22|Мф.2:22–23]]). Предполагают, что Иосиф жил в Назарете временно: тут имелась для него работа. Когда же предки Марии поселились в Назарете – неизвестно. //«Город Давидов»//, т. е. город, где родился Давид. //«Из дома и рода Давидова//». Племена, происшедшие от сыновей Иакова, назывались колена (φυλαί), ветви от сыновей этих патриархов – роды (или отечества – πατριαί), а отдельные семейства в таких родах – дома (οἷκοι). Иосиф, следовательно, был из семьи, происходящей от Давида, и принадлежал к той же самой ветви, к какой принадлежал Давид. //«С Мариею//». Это выражение стоит в зависимости от глагола «//пошел//», а не с глаголом «//записаться//...» записать Марию в число плательщиков налога, если только это было нужно, Иосиф мог и один. «//Обрученною//». Этот глагол евангелист Лука употребляет с тем намерением, чтобы дать понять читателям, что и в браке Иосиф не был мужем Марии по существу, в действительности: Она продолжала только пользоваться его попечением и только считалась его женой. //«Которая была беременна»//. Вот настоящая причина, почему Иосиф взял с собой Марию: нельзя было Ее, беременную, оставить одну на долгое время, потому что путешествие в Вифлеем могло действительно протянуться долго. Мария в Назарете осталась бы беззащитной. [<10>]