[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:10 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям** И не богатым, не умным людям в Вифлееме Бог возвестил с самого начала рождение Своего Сына: гордость, скупость и изнеженность послужили бы сильным препятствием к тому, чтоб идти поклониться обнищавшему, страждущему и уничиженному. Прежде всего возвещено было об Иисусе Христе пастухам, людям бедным, низким и привыкшим к работе: они то были способнее других к тому, чтобы простою и пламенной верой принять тайны религии, которые Бог благоволит открывать людям малым и скрывает от великих. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям** См. Толкование на [[new:lk:02:08#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 2:8]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 10-12 **И рече им Ангел: не бойтеся: се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове: и се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех** **Не бойтеся**, это слово ободрения и успокоения. Так успокоивал небесный вестник Захарию, при явлении ему в храме [[new:lk:01:13|(Лк. 1:13)]], и Пресвятую Деву Марию в день Благовещения [[new:lk:01:30|(Лк. 1:30)]]. **Радость велию** (великую) **всем людям** – всему человечеству. «Рождение всегда больше или меньше радостное, замечает святит. Филарет, потому что представляет расширение и торжество жизни. В особенности рождение бывает радостно для тех, кому или у кого и для кого родился младенец. Если он родится известному семейству, радость всему семейству. Если он родится народу и государству, как напр, сын царев и особенно наследник престола, радость всему народу и царству. Ангел сказал, что **радость будет всем людям**, значит, возвещаемый Младенец рождается всем людям, по семейству, по народу, по всем людям на свете, сколько есть, было и будет. О, радость безпредельная, простирающаяся от неба до ада, восклицает тот же Святитель, вожделенная, как спасение, сладостная и восхитительная, как помазание Духа Св., и могущественная, как Виновник ея – Господь»! **Спас** (Спаситель) – от грехов и от погибели за грехи. (Чит. объясн. [[new:lk:01:31|(Лк. 1:31)]] и [[new:lk:01:68|(Лк. 1:68)]]). **Христос – Господь**, т. е. обещанный Богом и ожидаемый иудейским народом, Мессия. Христос – слово греческое, а еврейское Мессия значит помазанник. У евреев царей и первосвященников, а иногда и пророков помазывали елеем, почему они и назывались помазанниками. Помазание означало посвящение сих лиц каждаго на свое служение, и посредством его помазуемым обыкновенно сообщались особенные дары Божии в помощь к достойному прохождению их служения. Так были помазаны Аарон первосвященник [[old:ish:28:41|(Исх. 28:41)]], цари Саул и Давид [[old:1ts:10:01|(1 Цар. 10:1,]] [[old:1ts:16:13|16:13)]] пророк Елисей [[old:3ts:19:16|(3 Цар. 19:16)]]. Сын Божий, воплотившийся и родившийся на земле, назван Мессиею или Христом, т. е. помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Св. Духа, как-то: святость первосвященника, могущество царя и ведение или знание пророка. Имя **Господь** – название Мессии в ветхозаветное время [[old:ps:019:07|(Пс. 19:7,]] [[old:ps:027:08|27:8;]] [[new:lk:23:02|Лк. 23:2;]] [[new:act:02:26|Деян. 2:26)]]. «Видно Вифлеемские пастухи имели некоторое понятие о Христе, замечает святит. Киев. Филарет, когда небесный вестник, видящий мысли их, надеялся достаточно вразумить их о великости извещаемой радости, сказав, что возвещаемый есть Христосъ». – «Ах, вестник радости! восклицает при этих словах один из наших святителей (Москов. митрополита Филарет). Не разрушил ли ты ее, думая возвысить и утвердить знамением? Что за радость видеть младенца не в порфире или в светлом доме, даже не в хижине, даже не в колыбели, но в яслях, и следственно в каком-нибудь жилище бессловесных, или в пустом месте, незащищенном от декабрьского ночного воздуха?.. Для спасения человека, нисходя до смиренного рождения, Христос нисходит еще и до уничиженных яслей. Чрез сие дает Он особенное знамение, что хотя бы грех унизил тебя до скотоподобных страстей и похотей; и тогда не должен ты отчаяваться в снисхождении Спаса своего, Который, не возгнушавшись возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях души твоей почить Своею благодатию и Своим миром, если только покаянием и верою пред Ним себя повергнешь. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям** См. Толкование на [[new:lk:02:08#lopuxin_ap|Лк. 2:8]] [<10>]