[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:29 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ныне отпущаеши раба Твоего, Господи, по глаголу Твоему, с миром** Посему, будем презирать смерть. Ибо, если и бояться ея станем, то умрем же, конечно, в определенное нам Промыслом время. Лучше встретить ее доблестно, как нечто непременно требуемое, нежели уступить только ей бесславно. Кто кончает жизнь в богочестии, тот не умирает. А кто призывается единственно по времени, как живший для себя, тому должно дать отчет и в самом времени; а если не даст, то услышит: //восприял еси благая в животе твоем: ныне же зде страждеши// [[new:lk:16:25|(Лук. 16, 25)]]. Поэтому, должно мужаться, как заповедал Апостол [[new:1kor:16:13|(1 Кор. 16, 13)]], чтобы умертвить уже нам //уды, яже на земли// [[new:kol:03:05|(Кол. 3, 5)]]; должно приуготовить дела к исшествию, чтобы, когда постигнет конец времени, или будем позваны Спасителем, можно было и нам сказать: **ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко.** А когда приидет сам Господь, да обретет нас бодрствующими, а не спящими, и да не укорит нас, сказав: //тако ли не возмогосте единого часа побдети// [[new:mf:26:40|(Матф. 26, 40)]]? Душевный же сон есть нерадение и непамятование о смерти. ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Ныне отпущаеши раба Твоего, Господи, по глаголу Твоему, с миром** Примечай здесь, возлюбленный брат, каковы величество и власть Младенца Того. Видит и на руках держит богодухновеный старец Младенца, но у Него, как у Господа своего, просит, чтобы отпустил его к иной жизни, как Церковь поет и в лице Христовом глаголет: «Не старец держит Мене, но Аз держу его. Той бо от Мене отпущения просит» (Стихира на празднование Сретения Господня). Ибо если и Младенца видел, но познал Бога и Господа своего, во плоти явившегося и ставшего младенцем. О, блаженны те руки, которые Бога воплотившегося объяли и осязали! Какая тогда была радость в сердце старца, когда Бога, все держащего, в объятиях своих держал! **//Письма келейные. Письмо 63.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Ныне отпущаеши раба Твоего, Господи, по глаголу Твоему, с миром** То есть как бы так говорил святой старец: мне нечего теперь делать на земле; ибо я видел все, самое Спасение! **//Беседа в день Сретения Господня.//** ---- Можно подумать, что святой старец был доселе в изгнании, и теперь только возвращается под родной кров; находился доселе в узах, и теперь только исходит на свободу! Что сдружило его так тесно с ужасным для всех нас образом смерти? Почему гроб кажется ему приятным ложем? Отчего с такой радостью спешит он туда, куда другие не могут и заглянуть без страха? **//Беседа вторая в день Сретения Господня.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром** После того, как узрел он Спасителя всех народов, мы видим, что он, совершенно исполненный Духа Божия, не помышляет уже ни о чем, относящемся к жизни настоящей и готов умереть с неизреченной радостью. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром** См. Толкование на [[new:lk:02:25#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 2:25]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 29-32 **ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля** **Отпущаеши**, т. е. из этой жизни в другую, загробную. **С миром** – с таким спокойствием, какого Симеон не мог бы иметь, если бы умер ранее. **По глаголу** (слову) **Твоему**, – т. е. данному ему от Бога Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя (ст. 26). **Спасение Твое**, т. е. спасение, обещанное вдревле миру и теперь устрояемое искупительною жертвою уже родившагося Мессии. **Пред лицем всех людей** – в виду всех народов на земле. «Какие чистыя, возвышенныя, недоступныя для большей части тогдашних иудеев понятия о лице Мессии и о принесенных Им на землю благах выражаются во вдохновенной речи св. Симеона! Он видит в младенце Иисусе **спасение** или Спасителя людей, конечно, не от рабства внешнего, а от грехов их. Видит предназначение сего спасения для всего мира: спасение не ограничится одними иудеями, как думали они, но **уготовано пред лицем всех народов**. Видит те блага, которые Мессия дарует людям: Он освободит их от господствующих среди них заблуждений, рассеет на земле мрак идолослужения, суеверия и страстей, просветит всех светом истинного Богопознания и Богопочитания: **свет во откровение языков** – к просвещению язычников. (Слич. [[new:lk:01:78|(Лк.1:78-]][[new:lk:01:79|79)]]. Видит в Нем и **славу народа Израильского**, которому действительно пред всеми народами принадлежит великая слава и высокое преимущество в том, что из среды его воссиял вселенной этот свет, что среди иудеев воплотился Бог, среди них жил, учил, творил чудеса, соделал спасение человеков и из среды их избрал апостолов – просветителей вселенной (Архимандрит Никодим). «Вот как умер св. праведный Симеон! – восклицает один из проповедников. Кто из нас не пожелал бы умереть его смертию – **с миром** и несомненною надеждою блаженной жизни в раю? Праведный Симеон приготовил себе такую смерть своею жизнию. Следоват. от нас самих зависит та или другая смерть, – смерть праведника или смерть грешника.» Другой проповедник при сем поучает так: «Какая трогательная встреча! убеленный сединами, старец встречает в храме сорокодневнаго Младенца – Господа, и с какою молитвою обращается к Нему? Божественному Младенцу предрекает величие и славу, а себе молит смерти и радуется ея приближению. Что это значит? Разве может человек безтрепетно думать о смерти и радоваться ея приближению? Может, если живет так, как жил Богоприимец, который был праведен и благочестив, чая утехи Израилевы. Что такое земля для праведника? Место ссылки, место странствования, цель и предел которого не здесь, а в небе, в вечности. Разве узник не тяготится узами и не ждет освобождения от них? Разве путник считает себя счастливым в многотрудном пути и не радуется при мысли, что близка его родина? Что такое земная жизнь? Это поле брани, на котором мы век свой сражаемся, где плоть наша воюет с духом, добрые наклонности со злыми. Какой воин не желает, чтобы скорее кончилась война, и не радуется при вести, что мир скоро будет заключен? Что такое земная жизнь? Место скорбей, где нет и не может быть никогда покоя, никогда истинного и постоянного счастия; а смерть для праведника есть переход к нескончаемому блаженству. Как же ему не желать смерти и не радоваться при ея приближении? //Для меня смерть приобретение. Желание имею разрешиться и быть со Христом// [[new:fil:01:21|(Фил. 1:21-]][[new:fil:01:23|23)]], говорил св. Апостол.» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-32 **Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля** Свою благодарность Богу Симеон излил в краткой хвалебной песне, которая по мыслям и выражениям напоминает некоторые места из книги пророка Исаии ([[old:is:11:10|Ис.11:10,]] [[old:is:42:06|42:6,]] [[old:is:42:60|60]]). «//Ныне//», т. е. после того, как я увидел Мессию. «//Отпускаешь//». Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он Мессию увидел и спокойно может умереть. //«По слову Твоему»// (см. стих 26). //«С миром»// – точнее: «в мире» (ἐν εἰρήνῃ), т. е. в состоянии радости от исполненного заветного желания. «//Спасение//», т. е. спасение мессианское, которое мыслится уже наступившим с рождением Мессии (ср. [[new:lk:03:06|Лк.3:6;]] [[new:act:28:28|Деян.28:28]]). Как понимал Симеон это спасение – это яснее видно из следующих его слов. //«Которое Ты уготовал»//, т. е. совершил. //«Пред лицем всех народов»//. Спасение будет совершаться открыто и все народы будут теперь свидетелями его – и иудеи, и язычники. //«Свет к просвещению язычников».// Раньше шла речь об открытии спасения. Теперь указывается, что все народы примут участие в этом спасении и в приносимых им благах. Прежде всего для языческого мира свет, который принес с Собой Мессия, послужит к просвещению. Язычники, согласно древним пророчествам ([[old:is:02:02|Ис.2:2]] и сл.; [[old:is:11:10|Ис.11:10,]] [[old:is:60:01|60:1]] и сл.), должны прийти к Сионской горе и подчиниться ветхозаветной теократии. Симеон, как человек ветхозаветный, представляет язычников как находящихся во тьме религиозного неведения [[old:is:60:02|(Ис.60:2)]], которым, следовательно, нужно, чтобы на них просиял свет Божий, просветил их умы и сердца.В ином положении находились иудеи – народ Божий. //«И славу народа Твоего Израиля»//. Согласно иудейским представлениям о Мессии, дело Мессии по отношению к избранному народу будет или должно было состоять в том, что Он увенчал бы всех истинных израильтян «//славой//» за их верность закону. Мессия с точки зрения тогдашнего иудейства не был искупителем от грехов, а именно только Царем, Который прямо призовет в Свое Царство всю лучшую часть избранного народа. Следовательно, спасение для Израиля это спасение не от грехов, а только от того ненормального положения, в каком израильский народ находился во время пришествия Христова. Почему некоторые толкователи (например, Эдершейм, с. 253) утверждают, что в этих словах Симеона «не было ничего иудейского» и что «иудейским характером отличались только первые слова Симеона» – это остается совершенно непонятным... [<10>]