[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:34 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 34-35 **И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец** В этом случае подивился я тому, что, миновав предыдущие выражения как ясные, предложил ты вопрос об одном этом: **«и Тебе же Самой душу пройдет оружие»**. Но мне и сие, как один и тот же **«лежит на падение и на востание»**, и что значит **«знамение пререкаемо»** кажется не менее трудным, как и последнее: каким образом **«душу»** Марии **«пройдет оружие»**? Посему думаю, что Господь нам **«на падение и на востание»** не в том смысле, что одни падают, а другие восстают, но в том, что падает в нас худшее, а восстает лучшее, потому что явление Господне истребляет плотские страсти и возбуждает душевные качества. Например, когда говорит Павел: //«егда немощствую, тогда силен есмь»// (ср.: [[new:2kor:12:10|2 Кор. 12:10]]), – один и тот же и немоществует, и силен, но немоществует плотию, а силен духом. Так и Господь не подает случая одним к падению, так как другим к восстанию, потому что падающие падают из прямого положения, всегда пресмыкаясь по земле со змием, которому последуют. Поэтому неоткуда ему упасть, как уже низложенному неверием. Почему для ставшего во грехе первое благодеяние – пасть и умереть, а потом восстать и ожить правдою, но то и другое даруется нам верою во Христа. Пусть падет худшее, чтобы лучшему открылся случай восстать. Если не падет блуд, не восстанет целомудрие; если не сокрушится неразумие, не процветает в нас разумное. Вот в каком смысле Господь **«на падение и на востание многим»**. **«В знамение пререкаемо»**. Известно, что собственно знамением в Писании называется крест. Ибо сказано: //«положи Моисей змию на знамя»// (ср.: [[old:chis:21:08|Чис. 21:8]]), то есть на крест. Знамение указывает на что-нибудь необычное и неприметное: простые видят его только, а вникающие умом в значение разумеют. Итак, поелику не прекращаются препирающиеся о вочеловечении Господнем – одни утверждают, что Господь принял на Себя тело, а другие – что пришествие Его было бестелесно; одни говорят, что имел Он тело страдательное, а другие – что некоторым призраком совершил домостроительство в теле; одни признают тело перстное, а другие – небесное; одни учат, что имел предвечное бытие, а другие, – что получил начало от Марии; то по сей причине Он **«в знамение пререкаемо»**. Оружием же называет слово искусительное, которое //«судително помышлением, проходит до разделения души же и духа, членов же и мозгов»// (ср.: [[new:evr:04:12|Евр. 4:12]]). Итак, поелику во время страдания Господня всякая душа подвергалась как бы некоторому борению, по слову Господа, сказавшего: //«вси соблазнитеся о Мне»// (ср.: [[new:mf:26:31|Мф. 26:31]]), то Симеон пророчествует и о Самой Марии; когда будет предстоять Кресту, видеть совершающееся, слышать произносимое, тогда, после свидетельства Гавриилова, после неизреченного ведения о Божественном зачатии, после великого показания чудес и в Твоей душе, говорит Симеон, произойдет некоторое треволнение. Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною Жертвою за мир, всех оправдать Своею Кровию. Посему и Тебя Самой, Которая свыше научена о Господе, коснется некоторое борение. И это есть оружие. **«Яко да открыются от многих сердец помышления»**. Дает разуметь, что за соблазном при Кресте Христовом и в учениках, и в Самой Марии произойдет скорее некое уврачевание от Господа, утверждающее сердца их в вере в Него. Так видим, что и Петр после того, как соблазнился, тверже прилепился к вере во Христа. Посему человеческое облечено в немощи, чтобы обнаружилась крепость Господня. **//Письма.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий** На чье падение? Ясно, что — неверующих, пререкающих, распинающих. На чье восстание? Признающих и благоразумно исповедающих Его. **И в знамение пререкаемое.** Какое пререкаемое знамение? Знамение креста, которое церковь знает как спасительное для мира, — знамение, против которого враждуют иудеи, которое часто возвещалось и небом. Пререкание же встречает это знамение, чтоб победила истина, потому что без пререкания победа не бывает полной. Надлежало, чтоб возымело место пререкание, для того, чтобы Судия долготерпеливо произносил суд в течение всей вечности. Поэтому (Писание) говорит: **и в знамение пререкаемо**; пререкание же обнаруживают неверующие. И ты, говорит (Писание), считаешься Его Матерью. **//Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий** От себя и Израиля обращает потом Симеон взор на хранителей и служителей Утехи Израиля: приветствует их с необыкновенным жребием, и благословляет на великий подвиг. **«И благослови я Симеон»**. Но вместе с тем духовному взору его предстает будущее: он видит, что Светом языков не просвещаются, а омрачаются очи Израиля; как синагога не узнает великого //«времени посещения»// [[new:lk:19:44|(Лк. 19:44)]] своего, как Краеугольный Камень, несмотря на свою многоценность, отвергается зиждущими [[new:mf:21:42|(Мф. 21:42)]]; как о Него претыкаются и сокрушаются многие, – как и в новом Израиле, между самыми христианами, являются //«враги креста Христова»// [[new:fil:03:18|(Флп. 3:18)]], имя Иисуса служит то знамением вражды и гонений, то покровом лицемерия, то возглавием духовной праздности, видит, – и в сокрушении духа восклицает: **«се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо... яко да открыются от многих сердец помышления!»** **//Беседа в день Сретения Господня.//** ---- Вот та часть проповеди Симеоновой, которая, как мы сказали, касается всех нас! Видите сами, что в ней содержится важное вразумление и важное предостережение. Когда явился на земле Спаситель мира, явился для спасения всего мира, трудно было и подумать, что Он Сам Сей Спаситель мира послужит не во спасение всех, что о Него Самого, Который должен //«возглавить»// Собою //«всяческая»// [[new:ef:01:23|(Еф. 1:23)]], будут многие претыкаться и падать еще глубже, нежели прежде. Но печальный опыт имел показать противное. Итак, надлежало открыть грозную истину, указать опасность, предостеречь от ложной надежды; и все сие сделано через Симеона в самом начале. **"Се**, – возглашает он, – **се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили!»** Не мните, – как бы так говорил Симеон, – что если явился обетованный Спаситель мира, то уже все будут спасены, хотя бы и не хотели сего. Не мните, что если с явлением Его на земле открылись каждому все средства выйти из злополучного состояния греха и смерти, то уже не останется ни одного грешника. Нет, Спаситель мира будет во спасение не для всех; для некоторых явление Его послужит еще к большему осуждению. **«Се, лежит Сей на падение многим во Израили... в знамение пререкаемо!»** Несмотря на Божественное величие Его Лица, на святость Его жизни, на чистоту Его учения, на благотворность Его действий, на самые чудеса и знамения, коими Он будет окружен, – на Него будут смотреть различно, о Нем будут говорить, Его будут принимать не одинаково. Когда они будут, исполненные восторга, восклицать: //«...к кому идем? глаголы живота вечнаго имаши»// [[new:in:06:68|(Ин. 6:68)]], – другие будут в ожесточении твердить: //«беса имать и неистов есть: что Его послушаете?»// [[new:in:10:20|(Ин. 10:20)]]. И так будет не при начале токмо Его явления и проповеди, но и при конце; не при жизни Его токмо на земле, но и по вознесении на небо; не тогда токмо, как царствие Его начнет распространяться между народами языческими, но и тогда, когда весь мир исполнится имени и славы Его, в недрах самой Церкви; не в продолжение токмо известного времени, а во все века до скончания мира и Второго пришествия Его: **«се, лежит... на падение и востание многим во Израили... в знамение пререкаемо!»** Если из Иудеев находились, как вероятно, некоторые и во храме в то время, как грозные слова сии исходили из уст Симеона; то они должны были прийти при сем не только в недоумение, но и в ужас, ибо то, что говорил он о явившемся Мессии, было в совершенной противоположности с их мечтательными чаяниями о временах Мессии. По ложному понятию некоторых выражений пророческих, а более по самолюбию и гордости народной, сыны плотского Израиля воображали, что спасение в лице обетованного Искупителя неотъемлемо принадлежало каждому из них, что между отверженными от лица Его будут одни, не ведующие истинного Бога, язычники. И вот, от Лица Сего Самого Мессии, возвещается теперь, что сия надежда суетна, что и во Израиле, между обрезанными по плоти, есть немалое число людей, коим явление Его не послужит нисколько во спасение. **«Се, лежит Сей на падение... многим во Израили!»** Такое вразумление долженствовало раскрыть глаза Иудеям, заставить их подумать о своем состоянии, и спросить самих себя: к какому классу людей принадлежит каждый из них – к тем ли, для коих обетованный Искупитель лежит на восстание, или к тем, для коих Он послужит на падение? Не знаем, многие ли из Иудеев воспользовались вразумлением Симеоновым. Но то несомненно, что и по окончании земного поприща Иисусова, на Голгофе, и на самом Елеоне можно было со всей силою повторить то же, что сказано ныне во храме: **«се, лежит Сей на падение... многим во Израили!»** И что говорить о тех временах? Грозные слова сии не потеряли нисколько силы над этим Израилем в продолжение осьмнадцати веков, доселе истекших. И доселе для большей части сынов Израиля обетованный Избавитель его, видимо, продолжает лежать на падение. Уже сие достойно слез, но еще более то, когда подумаешь, что дражайший Спаситель наш доселе лежит на падение многих и во Израиле духовном, в Церкви Христовой. Казалось бы, что с окончанием Его земной жизни, с рассеянием мечтаний и предрассудков Иудейских о земном царстве Мессии, с распространением Церкви христианской, с утверждением владычества Христова по всему миру, все, что соблазняло Иудеев в лице Спасителя, должно было исчезнуть невозвратно; что условия спасения, принесенного Им роду человеческому, придя в известность, изгонят все недоумения; что последователи Иисусовы, поняв, что для них сделано и что им самим остается делать, начнут каждый содевать свое спасение, как учит Евангелие и совесть; но, увы, не только дух ложного упования, но и дух гордого противления, коим ослеплены были древние Иудеи, всегда продолжал обуевать и многих из христиан. Если бы Симеон являлся в каждом веке и стране, в каждом храме и доме, то всегда и везде, при взгляде на Того, Кого держал некогда на руках своих, должен бы провещать то же, что сказано им ныне в храме Иерусалимском: **«се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо!»** **//Беседа пятая в день Сретения Господня.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== Святое Евангелие гласит, что Господь был положен **на падение и на восстание многих**. Поэтому мы должны рассмотреть: не был ли [Он положен] на падение тех, кто созерцает зримую тварь одними чувственными очами и следует только [буквальному] речению Священного Писания, будучи, по неразумению своему, неспособным обратиться к новому духу благодати? И [не был ли Он положен] на восстание тех, кто духовно созерцает создания Божии и духовно внимает речениям Его, имея попечения только о том, чтобы путем надлежащих способов [осуществления заповедей восстановить] в душе божественный образ? То, что Господь был положен **на падение и на восстание многих в Израиле**, может пониматься и только в достохвальном смысле: на падение страстей и лукавых помыслов в каждом из верующих, на восстание же добродетелей и всякого богоугодного помысла. //**Главы о богословии.**// ---- См. Толкование на [[old:zah:04:10#prp_maksim_ispovednik|Зах. 4:10]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий** См. Толкование на [[new:lk:02:33#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 2:33]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 34-35 **И благослови я Симеон, и рече к Марии Матери Его: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления** Просвещаемый Духом Святым, св. Симеон предвидит и ожесточение людей, и отвержение ими уготованного всему миру спасения Божия, предвидит крестные страдания и смерть Иисуса, сына Мариина, и те жгучия скорби, какия постигнуть Его Матерь. **Се лежит Сей на падение** и пр. «Не все, как бы так говорит св. старец, не все воспользуются спасением, которое принесено на землю Сим Божественным Младенцем. Одних, которые уверуют в Него и последуют за Ним, Он возставит от падения, или спасет, а для других, которые не захотят уверовать в Него, Он послужит поводом к падению или погибели. На Нем исполнятся слова Писания: //се Я полагаю в Сионе камень краеуголен, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится// [[old:is:28:16|(Ис. 28:16)]]. //Для верующих Он// будет драгоценностью, //а для неверующих// камнем //претыкания// и //соблазна, о который// преткнутся //они, не покоряясь слову// [[new:1pet:02:06|(1Пет.2:6-]][[new:1pet:02:08|8)]]. Во всю жизнь Свою Он будет предметом противоречий – одни будут говорить о Нем: //это Христос//, а другие: //разве из Галилеи Христос придет// [[new:in:07:41|(Ин. 7:41)]]? Одни: //когда Христос придет, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил//? [[new:in:07:31|(Ин. 7:31)]], а другие: //Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского// [[new:mf:12:24|(Мф. 12:24)]]. И в сих-то противоречиях **откроются** сердечные расположения людей (помышления сердец), – обнаружатся ложное благочестие, тщеславная суетность и завистливая злоба одних, чистосердечие и любовь к истине других. Неверие людей прострется до того, что они предадут смерти своего Спасителя, и ты Сама, говорит Симеон, обращаясь к Марии, будешь свидетельницею этого тяжко-скорбного для Тебя зрелища. Терния венца Иисусова, гвозди Его распятия, копие прободения Его, Его раны, Его болезненный вопль, Его умирающий взор, как меч, пронзят Твое Матернее сердце (Арх. Никод. в Сборн. Барс.). «Оружием, пишет Зигабен, Симеон называет ту жесточайшую и острую болезнь, какая проникла в сердце Богоматери, когда Сын Ея был пригвожден ко кресту.» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 34-35 **И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец** //«И благословил их»,// т. е. родителей. Само благословение нужно понимать как молитвенное благопожелание милостей от Бога. //«И сказал Марии, Матери Его».// Евангелист Лука не говорит, чтобы Симеон «//духом//» прозрел необыкновенное, безмужнее зачатие Марией Христа. Вероятнее всего предположить, что Симеон обращается только к Марии как к более заинтересованной судьбой Ее Сына, т.к. мать больнее чувствует несчастья, постигающие ее детище. «//Се//». Вот, я вижу – как бы говорит Симеон. «//Лежит//» – т. е. таково Его назначение. //«На падение...»// Симеон, в согласии с пророком Исаией ([[old:is:08:14|Ис. 8:14;]] ср. [[new:mf:21:42|Мф. 21:42-44]]), имеет здесь, конечно, в виду тот суд ([[new:in:03:19|Ин. 3:19]] и сл.), который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии. Многие, по Божественному решению, должны соблазниться относительно Мессии и пасть или впасть чрез неверие в ожесточение и погибель, а многие другие должны восстать через веру в Него к новой, лучшей жизни. Все это будет совершаться в Израиле, т. е. Симеон пока имеет в виду только деятельность Самого Христа, которая прошла, как известно, в проповедании Евангелия только в народе израильском (пребывание и проповедь в Самарии – Ин. 4 – было исключением). //«Предмет пререканий»// – точнее: «в знамение, относительно которого будет много споров» (εἰς σημεῖον ἀντιλεγόμενον). Явление Христа хотя само по себе и было, несомненно, чудесным знамением или признаком исполнения Божественных обетований, тем не менее встретило против себя сильные протесты со стороны мира (ср. [[new:rim:10:21|Рим. 10:21]]), которые и разрешились распятием Христа ([[new:evr:12:03|Евр. 12:3]]). //«И Тебе самой меч пройдет душу»//. Симеон только что сказал о судьбе, ожидающей Иисуса. Теперь он обращает свой взор к Матери Иисуса и видит, как Она будет страдать и болеть душой, когда Сын Ее станет таким предметом пререканий, в особенности же когда Она будет смотреть на Его смертные мучения, которые Он будет переносить на кресте (Зигавин). Ощущение, которое Она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом. //«Да откроются помышления многих сердец».// Цель, какую имел Бог, предназначая Иисуса Христа на такое служение, при котором должны были начаться распри в народе, которые в свою очередь должны были тяжело отозваться на Его Матери, состояла в том, чтобы из многих сердец (ср. [[new:mf:15:19|Мф. 15:19)]] вышли, обнаружились, доселе скрытные мысли. Раскрытие же или обнаружение мыслей произойдет тогда, когда нужно будет стать или на сторону Христа, или же – против Него. **//Толковая Библия.//** [<10>]