[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:39 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет** См. Толкование на [[new:mf:02:23#svt_ioann_zlatoust|Мф. 2:23]] ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет** То есть, как бы так сказал евангелист: все, что было теперь с Иисусом во храме, было данью от Него закону Моисееву. Посему-то мы и назвали настоящий праздник праздником исполнения закона. **//Беседа в день Сретения Господня.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет** См. Толкование на [[new:lk:02:36#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 2:36]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой Назарет** **Яко скончашася вся** (когда Мария и Иосиф совершили все) **по закону Господню**, т. е. обряд очищения Марии и посвящения Господу младенца Ея Иисуса (Чит. ст. 22–24). **Возвратишася** (возвратились) **в Галилею**. Святое семейство возвратилось в Галилею не прямо после сего обряда, а, как повествует еванг. Матфей, после бегства во Египет [[new:mf:02:23|(Мф. 2:23)]]. По совершении всего по закону Господню в Иерусалимском храме (ст. 29), Иосиф намерен был возвратиться в свое постоянное местопребывание – в Назарет; но, вдруг получив повеление от Ангела [[new:mf:02:13|(Мф. 2:13)]], совершил, вместо сего, путешествие в Египет и уже по прибытии оттуда, возвратился в Назарет. Еванг. Лука, как сказано выше (1 ст.), опускает путешествие святого Семейства в Египет. Подобный способ повествования нередко замечается у священ. писателей (Чит. [[new:act:09:26|(Деян. 9:26)]] и [[new:gal:01:17|(Гал. 1:17-]][[new:gal:01:18|18)]]. О Галилее и Назарете чит. объясн. [[new:lk:01:26|(Лк. 1:26)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 39-40 **И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем** После принесения в храм Иисуса, родители Его не сразу пошли в Назарет, а сначала возвратились в Вифлеем и оттуда удалились в Египет. Только после смерти Ирода ([[new:mf:02:19|Мф.2:19]] и сл.) Иосиф и Мария вернулись в Назарет. Следовательно, Лука перед 39-м стихом пропустил все, что сказано у Матфея в стихах 1–19 2-й главы. //«Младенец же возрастал и укреплялся духом»//. Это буквальное повторение того, что сказано об Иоанне Крестителе [[new:lk:01:80|(Лк.1:80)]]. //«Исполняясь премудрости»//. Здесь речь, очевидно, о человеческом развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усваивал – конечно, главным образом из наставлений и примера Матери – свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом «премудрость» («хохма» – σοφία; ср. [[old:pr:09:01|Притч.9:1]] и сл.). Подробности первоначального воспитания Христа в Назарете иногда очень рельефно изображаются составителями Его истории (см., например, у Эдершейма, с. 287–297), но, конечно, тут нельзя сказать, где правда и где вымыслы автора истории... Евангелие как бы намеренно набрасывает завесу на эти первые годы жизни Христа, и одно только на основании Евангелия можно утверждать – что Христос в это время не находился под влиянием какой-либо иудейской школы или секты. Враги Его впоследствии прямо заявляли, что Он нигде не получил систематического обучения [[new:in:07:15|(Ин.7:15)]]. Сам Эдершейм, так обстоятельно изображавший образование, которое предположительно получил Христос, в заключение говорит: «Мы не знаем с полной достоверностью, существовала ли такая школьная система в Назарете. Не знаем и того, приняты ли были повсюду в то время вышеописанные порядок и метод обучения:» (с. 295). //«И благодать Божия»,// т. е. любовь Божия проявлялась над Отроком Иисусом, но в чем – не сказано. [<10>]