[<10>] ====== Толкования на Лк. 3:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** Что же значит – **«для прощения грехов»**? Нераскаянны были иудеи и никогда не чувствовали грехов своих, но будучи подвержены крайним порокам, всегда считали себя праведными, а это-то особенно и губило их, и отдаляло от веры. Апостол Павел, укоряя их за это, сказал: //«Не разумея праведности Божией усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией»// [[new:rim:10:03|(Рим. 10:3)]]. И еще: //«Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность [от веры]. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона»// [[new:rim:09:30|(Рим. 9:30–32)]]. Так как это было причиною их зол, то приходит Иоанн, чтобы привести их к сознанию своих грехов. Это выражалось в самой наружности его; располагавшей их к покаянию и исповеданию грехов, то же показывала и его проповедь, потому что он только и говорил: //«Сотворите же достойные плоды покаяния»// [[new:lk:03:08|(Лк. 3:8)]]. Итак, поелику несознание грехов своих, как говорит и апостол Павел, удаляло их от Христа (тогда как, напротив, от помышления о своих грехах происходит желание искать Искупителя и прощения), – то и цель пришествия Иоанна состояла в том, чтобы расположить их к познанию своих грехов и склонить к покаянию; не для того, чтобы они были наказаны, а чтобы стали через покаяние более смиренными, осудили самих себя и прибегли к получению прощения. Смотри, с какою точностью евангелист указал на это. Сказав, что Иоанн «//приходит... и проповедует в пустыне Иудейской//... **крещение покаяния**», он присовокупил – **«для прощения»**, как бы говоря тем: он убеждал их к сознанию и покаянию в грехах, не для наказания их, но чтобы они удобнее получили отпущение, имевшее быть после. Если бы они не осудили самих себя, то не стали бы искать и милости; а не ища ее, не удостоились бы и отпущения грехов. Итак, крещение Иоанново пролагало путь к другому. Потому-то и сказано: //«Чтобы веровали в Грядущего по нем»//. Этими словами, кроме означенной нами, указывается еще и новая причина крещения. Неприлично было Иоанну обходить дома и, взявши Христа за руку, водить везде, говоря: веруйте в Него; неприлично также было перед всеми мимоходящими возносить этот блаженный глас, и совершать все прочее. Потому и пришел он крестить. И уважение к Крестителю, и цель самого действия привлекала и призывала к Иордану всех жителей, так что здесь было великое собрание народа. Вот почему приходящих к нему он смиряет и убеждает не думать о себе много, показывая, что они подвергнутся величайшим бедствиям, если не покаются, – убеждает перестать хвалиться своими предками и принять грядущего. В это время явление Христово было еще прикровенно, и многие, по причине бывшего в Вифлееме избиения, почитали Его умершим. Правда, Он, будучи еще двенадцати лет, обнаружил Себя, но в скором времени опять сделался неизвестным. Вот почему Его явление в самом начале долженствовало быть особенно знаменитым и высоким. Потому-то Иоанн в первый раз громогласно и проповедует народу иудейскому то, чего они не слыхали ни от пророков и ни от кого другого, – напоминает им о небесах и о небесном царстве, и не говорит уже ни о чем земном. Под царством же разумел он пришествие Христово, как первое, так и последнее. Но для чего, скажешь ты, говорил он это иудеям, когда они не понимали слов его? Я для того говорю это, скажет он, чтобы они, будучи возбуждены таинственностью слов, стали искать проповедуемого. И действительно, Иоанн так воодушевил благими надеждами приходивших к нему, что даже многие мытари и воины спрашивали: что им делать, и как устроить жизнь свою? – а это было признаком, что они, оставивши житейские дела свои, начали обращать взор свой на другое важнейшее, и как бы во сне представлять будущее. Все, что они видели и слышали, порождало в них высокие мысли. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 10-я.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** См. Толкование на [[new:lk:03:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 3:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И прииде во всю страну Иорданскую, проповедая крещение покаяния во оставление грехов** **Во всю страну Иорданскую** (по всей окрестной стране Иорданской), т. е. по ту и другую сторону реки Иордана, – по Иудее и Галааду. В Палестине во всю длину ея, с севера на юг, течет река Иордан, в которой крестился Господь [[new:lk:03:21|(Лк. 3:21)]]. Иордан – главная река в Палестине. Она берет свое начало на севере Палестины в горах Ливанских и впадает в Мертвое море. Обыкновенная ширина ея 10 саженей, а глубина около 1 сажени. «Поприщем своего служения Иоанн избрал страну, лежавшую около отеческого его города в так называемой //пустыне Иудейской// [[new:mf:03:01|(Мф. 3:1;]] [[new:mk:01:04|Мк. 1:4)]], и оттуда переходил в другие страны, как скоро представлялся к тому случай или побуждал его Дух Св. Не пошел он в Иерусалим для проповеди в храме и синагогах, но вступил в страну, отдаленную от главного города. Он знал, сколь многие будут смотреть на него там глазами завистливыми, сколько препятствий предлежало бы ему там в деле его служения, как со стороны фарисеев, так и со стороны других слепых вождей Иудейского народа. И для слушателей было гораздо лучше, когда они приходили к нему в пустыню и здесь свободные часы посвящали тихому размышлению и самоуглублению, кои всегда должны сопутствовать наставлению. Удаление от шума и рассеяния необходимо, чтобы люди хотя раз пришли к размышлению о самих себе (Христ. Чт. 1853 г.). У евангелиста Матфея говорится, что когда Иоанн Предтеча проповедывал **крещение покаяния**, то говорил при этом: //приблизилось Царство Небесное//, [[new:mf:03:02|(Мф. 3:2)]]. Выражения: //Царство Небесное// и также //Царство Божие//, царство Христово часто встречаются в книгах новозаветных: они означают царство Господа Иисуса Христа на земле и на небесах, т. е. 1) так называемое царство благодати на земле в церкви Христовой [[new:lk:09:01|(Лк. 9:1)]], где даруется человеку-грешнику оправдание пред Богом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги Спасителя Иисуса Христа (ст. 1), и 2) как следствие сего, царство славы, или блаженство на небесах [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34)]], – первое, как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки ([[old:is:11:01|Ис.11:1-]][[old:is:11:10|10]]; [[old:ier:31:31|Иер. 31:31]] и дал. [[old:dan:07:13|Дан. 7:13]] и дал.). Чтобы иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только иудеи предсказание это о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Мессию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов [[new:mf:02:03|(Мф. 2:3)]]. Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал Свою проповедь словами: //покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное// [[new:mf:04:17|(Мф. 4:17)]]. **Проповедая крещение покаяния во** (для) **оставление грехов**. **Крещение**, это – омовение, погружение в воде. У иудеев в некоторых случаях омовение было религиозным обрядом ([[old:ish:19:10|Исх.19:10;]] [[old:ish:29:04|Исх. 29:4]] и др.) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново, посредством погружения в реке, чему предшествовало покаяние – сознание и исноведание грехов, было действием совершенно отличным от обыкновенных иудейских очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира И. Христа. Для чувственных иудеев недостаточно было проповеди о покаянии на словах, нужно было запечатлеть эту проповедь каким-иибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание оставить прежние грехи, и, уверовав в грядущаго Мессию, переменить свою жизнь, т. е. что, подобно телесному омовению, обязуются постоянно очищать душу свою от нечистоты греховной. Для этого-то и крестил Иоанн (Тр. л.). Как крестил Иоанн? Он не возливал воды на голову крещаемого, как пишут неправославные иконописцы. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн совершал крещение там, где было много воды; да и самое слово крестить значит погружат, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедывал грехи свои; потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал в грядущего по нем Мессию, и затем выводил его на берег, где крещенный молился (там же). У иудеев времен Христовых было убеждение, что крестить будет и Сам Мессия, и Его Предтеча [[new:in:01:25|(Ин. 1:25)]]. Исповедующе грехи своя. Покаяние или исповедание грехов было и в ветхом завете ([[old:lev:16:29|Лев. 16:29]] и дал. [[old:chis:05:07|Чис.5:7]]). Оно есть потребность кающегося сердца. Исповедание, как равно и крещение Иоанново, не имели силы отпускать грехи, так как тогда еще не пострадал Господь Иисус Христос на кресте за грехи рода человеческого. Иоанн проповедывал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т. е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов (Феоф.). Исповедание, как равно и крещение Иоанново указывали только на то, что наступает время, когда Спаситель дарует отпущение грехов, так что крестившиеся крещением Иоанновым впоследствии должны были креститься крещением Христовым [[new:act:19:03|(Деян. 19:3-]][[new:act:19:05|5)]]. «Предтеча проповедывал крещение покаяния, пишет блаж. Феофилакт, для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов.» «Оно только в зародыше и обетовании заключало то, что крещение Христово совершало самым делом» (Злат.). Иоанн сам указывал на разность своего и Христова крещения. Он говорил, по Евангелиям Матфея [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]] и Марка [[new:mk:01:08|(Мк. 1:8)]]: //я крещу вас в воде, а Он// (Иисус Христос) //будет крестить Духом Святым//. т. е. я погружаю вас в воду только для обозначения намерения после исповедания грехов исправиться и жить богоугодно, чтобы приготовить себя к принятию царства Христова, а когда будут креститься крещением Христовым, то на них будет сходить Дух Св. и очищать их от грехов по силе искупительных страданий Иисуса Христа [[new:in:03:05|(Ин. 3:5)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** //«И он проходил...»// Точнее:// «и он прошел по всей окрестности Иордана».// См. комментарии к [[new:mf:03:05|Мф.3:5]]. «//Проповедуя//...» Повторение того, что сказано у Марка ([[new:mk:01:04|Мк.1:4]]). [<10>]