[<10>] ====== Толкования на Лк. 3:15 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он** См. Толкование на [[new:lk:03:10#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 3:10]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 15-16 **Чающым же людем, и помышляющым всем в сердцах своих о Иоанне, еда той есть Христос, отвещаваше Иоанн всем, глаголя: аз убо водою крещаю вы: грядет же Креплий мене, Емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу Его: Той вы крестит Духом Святым и огнем** Народ иудейский во времена Иоанна Крестителя с нетерпением ожидал обещанного ему издревле Мессию. Давно уже не было среди иудеев пророка, и вот, когда явился Иоанн с проповедию своею в духе и силе древних пророков и стал крестить, то они начали думать: **не Христос ли** это? Тем более еще, что было в народе мнение, что когда придет Мессия, то будет крестить (Ст.3. Мих.). **Аз водою крещаю**, т. е. погружаю в воду для обозначения доброй перемены в образе мыслей и жизни, для обозначения намерений после покаяния и исповедания грехов исправиться и жить Богоугодно, чтобы приготовить себя к принятию царства Христова, а – не для очищения и освящения (Злат., Кир. Алекс, и др.) На эту разность в крещении указывает сам Предтеча, когда говорит далее о крещении Христовом. Крещение Иоанново, как и все служение его, было приуготовительное, потому не давало очищающей и освящающей благодати Божией, как крещение Христово (См.ст.3). **Грядет же креплий Мене** (идет сильнейший Меня), т.е. Мессия, Иисус Христос, как Богочеловек, **Емуже** (у Которого) **несмь достоин отрешити** (развязать) **ремень сапогу** (обуви) **Его**. На востоке не носили такой обуви, какую носим мы, по причине жары; но, чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, или от горячего песка и т. п., к подошве ноги привязывали дощечку, называемую сандалией. Сандалии делались и из дерева, и из кожи. При входе в дом, сандалии обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали. Снимать и надевать сандалии было делом низших служителей. Выражение: Я недостоин развязать ремень обуви, у еванг. Матф. [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]], //понести обувь Его//, означает унижение Иоанна пред И. Христом, он считает себя недостойным быть последним слугою Господа. **Той вы крестит** (Он будет крестить вас) **Духом Святым и огнем**. Крещение Духом Святым означает внутреннее действие на душу крещаемого, действие, очищающее и обновляющее ее, при прощении грехов по силе искупительных заслуг И. Христа [[new:in:03:05|(Ин. 3:5)]]. **И огнем**. Под огнем здесь разумеется то же очищающее и воспламеняющее душу, действие Св. Духа (Мих.). **Духом Святым и огнем**, – в этом отличие крещения Христова от Иоаннова. Под огнем некоторые из толкователей разумеют и гонения, какие верующие во Христа претерпевали и терпят всегда от неверных [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-17 **Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым** «Властное, запечатленное вышечеловеческим достоинством слово Предтечи, его новое, отвечающее на самые святые запросы души учение, в соединении с его внешним, необычайным видом и самой безыскусственной проповедью, производили до такой степени сильное впечатление на народ, что многие недоумевали и размышляли в своем сердце, не это ли есть Мессия, обещанный Израилю? Это настроение умов легко могло привести к вредным для Иоанна и цели его последствиям. Строго верный своему призванию, не желая не принадлежащей себе славы, Иоанн предупреждает возможность такого крайнего увлечения и разъясняет недоумевающим людям в кратких, но сильных выражениях истинный смысл своего служения и свое отношение к Мессии» (Богословский, с. 50). //«Не Христос ли он?»// Точнее: «не сам ли он (μήποτε αὐτός) Христос?» Иоанн говорил о другом Христе, но, может быть, мы – думал народ – не так что-нибудь поняли? Может быть, он имел в виду себя самого? Прочее см. комментарии к[[new:mf:03:11| Мф.3:11–12]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]