[<10>] ====== Толкования на Лк. 3:17 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым** См. Толкование на [[new:lk:03:10#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 3:10]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст.17-18 **Емуже лопата в руку Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем негасающим. Многа же убо и ина утешая благовествоваша людем** **Лопата** – земледельческое орудие, которым веют хлебные семена для отделения их от плевел. **Гумно** – место для вымолачивания семян. Оно означает весь мир, а прежде всего народ Иудейский. **Отребит** (очистит), т. е. отделит семя от плевел и соломы, и первое поместитъ в житницу, а последние сожжет огнем, который не угаснет, – неугасимым, доколе не истребит все, назначенное к истреблению. Пшеница – означает здесь прежде всего народ Иудейский, т. е. лучшую часть его, людей добродетельных и потому достойных царства Мессии; плевелы – худую часть народа, людей нечестнвых, а потому недостойных царства Мессии. **Отребит** (очистит) **гумно** и пр. Это значит, что Господь достойных примет в Свое царство, а недостойных не примет и еще подвергнет наказанию [[old:is:05:24|(Ис. 5:24)]]. Слова сего стиха в отношении к членам церкви Христовой указывают на окончательный суд Божий над людьми, когда праведные из них будут отделены от грешных, и первые будут приняты в рай для блаженства, а грешники будут осуждены на адские мучения ([[new:mf:25:31|Мф. 25:31]] и дал.). В настоящее время Господь допускает в Своей церкви добрых и злых, подобно тому, как хозяин поля, во время жатвы принимает все, что приносят ему жнецы, но когда наступит определенный день судный, Господь вывеет гумно Свое и отделит хорошие зерна от соломы, т. е. будет судить нелицеприятно, и с полною и самою строгою справедливостию отделит избранных от отверженных. Житница изображает собою рай; сожжение в огне – мучение в аду [[new:mf:13:37|(Мф.13:37-]][[new:mf:13:43|43;]] [[new:mf:25:31|25:31-]][[new:mf:25:45|45)]]. «Не будем же беспечны, поучает св. Златоуст; пока мы находимся на гумне, мы еще можем и из плевел обратиться в пшеницу». Адские мучения грешников Предтеча называет **огнем неугасимым**. В Писании ветхого завета адские мучения изображаются под различными видами, напр, под образом холодной воды [[old:iov:24:19|(Иов. 24:19)]], огня и жупела (кипящей смолы, Пс. 10); но Предтеча говорит только о наказании огнем, потому что это наказание – самое страшное, какое только можно вообразить: оно, само собою, дает понятие о всех видах мучений, ожидающих грешников во аде. Называя огонь неугасимым, он дает понять, что этот огонь не только никогда не может угаснуть, но что он никогда не истребляет – жжет вечно, причиняет нестерпимые и неизобразимые мучения. В Свящ. писании во многих местах говорится, что как блаженство праведников, так и мучения грешников, будут вечны. «Напрасно изъясняют адский огонь действием совести, пишет митрополит Филарет; напрасно вопрошают: какие это мучения? какой это огонь, который мог бы действовать на бессмертного человека? Но Кто мог //сие тленное облещи в нетление// [[new:1kor:15:54|(1 Кор. 15:54)]], и сделать тело духовным, Тому трудно ли приготовить столь тонкий и проницательный огонь, чтобы так же был ощущаем смертным составом, как нынешний огонь внешним телом? Тщетно некоторые, – пишет тот же святитель, – для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию. Но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо; уклонение от него – единое бесконечное зло.» «Ты скажешь: как огонь может быть неугасимым? – поучает св. Златоуст. Но не видишь ли ты солнце, всегда горящее и никогда неугасающее? не видишь ли купину Моисееву, также горящую и не сгараемую?» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым** См. Толкование на [[new:lk:03:15#lopuxin_ap|Лк. 3:15]] [<10>]