[<10>] ====== Толкования на Лк. 4:23 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме** См. Толкование на [[new:lk:04:22#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 4:22]] ===== Прп. Макарий Великий ===== Как пастух может вылечить шелудивую овцу и уберечь от волков: так истинный Пастырь Христос один только мог, пришедши, погибшую и струпами покрытую овцу — человека уврачевать от греховной нечистоты и проказы, и возвратить Себе. Ибо прежние иереи, левиты и учители не могли уврачевать душу приношениями даров и жертв, и кроплениями крови, даже неспособны были уврачевать и себя самих; потому что и сами обложены были немощью: «//невозможно бо//», как сказано, «//крови юнчей и козлей отпущати грехи//» [[new:evr:10:04|(Евр. 10, 4)]]. Господь же, показывая немощь тогдашних врачей, сказал: «**всяко речете Ми притчу сию: врачу, исцелися сам**», выражая сим: „Я не таков, как они неспособные уврачевать самих себя; Я — истинный врач и добрый пастырь; Я положил душу Свою за овец, могу уврачевать всякую душевную болезнь и немощь; Я — непорочное овча, единожды принесенное в жертву, и могу уврачевать приходящих ко Мне.“ Истинное исцеление подается душе единым Господом; ибо сказано: «//се Агнец Божий, вземляй грехи мира//» [[new:in:01:29|(Иоан. 1, 29)]], то есть, грехи души, уверовавшей в Него и возлюбившей Его от всего сердца. Поэтому, хороший пастырь врачует покрытую струпами овцу, а овца овцу врачевать не может. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 44.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст 23-24 **И рече к ним: всяко речете Ми притчу сию: врачу, изцелися Сам: елика слышахом бывшая в Капернауме, сотвори и зде во отечествии Своем. Рече же: аминь глаголю вам, яко ни который пророк приятен есть во отечествии своем** Тут слова Христовы назаретянам имеют следующий смысл: «вы, слыша от Меня, что Я Мессия, можете сказать Мне, чтобы Я среди вас сотворил какое-либо чудо для уверения в истине Моих слов, и таким образом явился бы пред вами истинным Мессиею – (врач вылечи себя), сотворил, например, такие же чудеса, какие Я сотворил в Капернауме.» Что было совершено Господом в Капернауме, евангелист говорит ниже [[new:lk:04:31|(Лк. 4:31-]][[new:lk:04:41|41)]]. **Аминь глаголю вам** (истинно говорю) и пр. Т. е. Господь знал, что назаретяне желают видеть от Него чудеса у себя не для того, чтобы уверовать в Него, а так, из любопытства, даже, быть может, и из тщеславия, и не совершил чудес [[new:mf:25:start|(Мф. гл. 25)]], но еще обличил их. Также точно еще однажды Он обличил Фарисев, требовавших от Него чуда, но не имевших желания веровать в Него [[new:mf:16:03|(Мф. 16:3-]][[new:mf:16:04|4)]]. **Никоторый** (никакой) **пророк приятен есть** (не принимается) **во отечествии своем**, т. е. обыкновенно не верят в пророческое служение того, кто до времени призвания служению жил и действовал между соотечественниками своими, как простой человек. Но это должно понимать не в смысле полного отрицания, потому что не все же соотечественники не верят, иные и верят. В Свящ. писании нередко употребляется полное отрицание вместо ограничения: таковы наприм. у еванг. Матфея слова Господа: //не заботьтесь, что вам ясть и что пить и во что одеться// [[new:mf:06:25|(Мф. 6:25)]]. //Не собирайте себе сокровищ на земле// [[new:mf:06:19|(Мф. 6:19)]]. Таким образом словами: **никакой пророк** и пр., которыя составляли народную пословицу, выражается, что труднее быть признанным за необыкновенного человека на месте рождения и воспитания, чем в других, чужих местах. У евангел. Матфея и Луки прибавлено: //и в доме своем//. «Присовокупил эти слова, замечает св. Златоуст, как думаю, разумев своих братьев.» Известно, что сначала враждовали против И. Христа и некоторые из братьев. Так, поветствуется в житии ап. Иуды, брата Господня (19 июня), когда Иосиф, которому обручена была Пресв. Богородица, стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены; то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно Св. Девою Мариею. Тогда три сына, в том числе и Иуда, не хотели этого, и только четвертый, св. Иаков, принял Его в свою часть. Впоследствии Иуда раскаялся и глубоко уверовал во Христа. В пример того, как пророки не принимаются в отечестве своем, Господь приводить двух великих пророков древности, Илию и Елисея, в очень важное время их жизни, которые иногда совершали чудеса не своим соотечественникам, а чужестранцам, и притом язычникам. (Это указание для Феофила, для которого еванг. Лука писал свое Евангелие, было очень назидательно). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме** «//Конечно//», – т. е. Я уверен в том (ср. [[new:1kor:09:10|1Кор.9:10]]). //«Врач...»// Пословица эта часто встречается у раввинов, а также у греческих и римских писателей. Смысл ее в настоящем случае такой. Как врач, который хочет лечить других, должен сначала показать свое искусство на себе самом, так поступи и Ты... Если хочешь Ты выступить в качестве богопосланного Избавителя Своего народа (ср. стих 21 со стихами 18–19), то помоги прежде всего Самому Себе избавиться от того, что мешает Тебе добиться Своей цели – заставь нас забыть о Твоем ничтожном происхождении и Твоей скромной жизни, какую Ты вел до сих пор в Назарете: сделай такое чудо, которое действительно и сразу возвысило бы Тебя в глазах всех нас. Тогда мы поверим, что Ты послан от Бога. //«В Твоем отечестве»// – в Твоем отечественном городе. //«Было в Капернауме»//. Здесь сказывается соревнование незначительного городка, каким был Назарет, с богатым Капернаумом. Очевидно, Господь раньше был в Капернауме и творил там чудеса, о которых, однако, доселе евангелист еще ничего не говорил. [<10>]