[<10>] ====== Толкования на Лк. 5:4 ====== ===== Свт. Николай Сербский ===== **Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова** Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Входя в лодку, Господь заранее имел в виду несколько благих целей, которых хотел достичь. Во-первых, из лодки ему легче было учить народ и служить народу, питая его душу Своим сладчайшим учением. Во-вторых, зная, что рыбаки обеспокоены и огорчены тем, что в ту ночь ничего не поймали, Он хотел их утешить богатым уловом рыбы и, таким образом, удовлетворить их телесные и другие внешние потребности. Ибо Бог заботится о нашем теле, так же как и о душе нашей. Он есть //«Даяй пишу всякой плоти»// [[old:ps:135:25|(Пс. 135:25)]]. В-третьих, хотел Господь напитать души Своих избранников верою в Себя, в Свое всемогущество и всеблагость. И наконец, самое главное, Господь хотел ясно показать ученикам Своим, а через них и всем нам то, что с ним и в Нем верным все возможно, также как и то, что все труды и усилия человеческие без Него пусты, как пусты были и сети рыбаков, которые ловили всю ночь и ничего не поймали. Как только Господь достигает одной цели, дав поучение народу, Он тут же стремится к другой. Для сего он повелевает Симону отплыть на глубину и снова закинуть сети. **//Беседы на Евангелия.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова** См. Толкование на [[new:lk:05:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 5:1]] ===== Архиеп. Никифор (Феотокис) ===== **Якоже преста глаголя, рече к Симону: поступи во глубину, и вверзите мрежи ваша в ловитву** Совершив духовное дело, пекся и о нужном для тела. Сказал тогда Петру так: **«поступи во глубину»**, то есть, отдали корабль и поставь его на глубоком месте езера; а Петру и сущим с ним повелел: **«вверзите мрежи ваша в ловитву»**, то есть, распрострите сети для ловления рыбы. Сей пример научает и внушает тебе, христианине, чтобы ты никогда не оставлял дела Божия ради телесной твоей занимательности, но прежде совершал Божественное дело, а потом заботился бы и о телесной надобности. ...Рыбы, хотя чужды суть слуха, однако имеют острейшее осязания чувство. Почему чувствуя колебание воды, бываемое от приражения шума, немедленно убегают в другое место. Глухи были рыбы езера Генисаретского, так как и все прочие рыбы; но когда, пришед Иисус на езеро сие, сказал ученикам Своим: **«вверзите мрежи ваша в ловитву»**; услышали тогда они Господень глас и, услышав, повинулись могущественному Его повелению. Почему не отплыли, но приплыли; не разбежались, но совокупились и собрались во мреже. Толикое же множество собрано было, что и мрежа проторгалась, и ловцы наполнили оными два корабля. Мы имеем орудия слуха, имеем уши, ежедневно слышим Господний Евангельский глас: но нимало не повинуясь Божественным Его повелениям, являемся несмысленных и глухих рыб несмысленнейшими и паче глухими. Ввергают ныне священнопроповедники посредством толкования Евангельского слово, так как тогда Апостолы мрежи рыболовствуя: однако люди, слыша повеление Божие, не повинуются, не стекаются под легчайшее Господне бремя, так как тогда рыбы во мрежи, но нерадят и уклоняются: но неужели посему священнопроповедникам должно молчать? Никак. Ибо горе таковым Павел возвестил: //«горе же мне есть, аще не благовествую»// [[new:1kor:09:16|(1 Кор. 9:16)]]. Рыбак всю свою обязанность исполняет, когда и простирает, как должно, и изготовляет, как нужно, мрежи: равным образом и священнопроповедник, благочестиво поучая слову Божественного Писания и богомудро оное изъясняя, весь долг свой исполняет. //**Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 4-7 **Якоже преста глаголя, рече к Симону: поступи во глубину, и вверзите мрежи вашя в ловитву. И отвещав Симон рече Ему: Наставниче, об нощь всю труждшеся, ничесоже яхом: по глаголголу же Твоему ввергу мрежу. И се сотворше, яша множество рыб много: протерзашеся же мрежа их. И помануша причастником, иже беху во друзем корабли, да пришедше помогут им: и приидоша, и исполниша оба корабля, яко погружатися има** Господь вошел в лодку Симона Петра, потому что он вместе с братом его Андреем уже был известен Ему, они ранее были призваны Им [[new:in:01:37|(Ин. 1:37-]][[new:in:01:42|42)]], и лодка их, по всей вероятности, была ближе других к берегу. //Моли// (просил) //его// (Петра) //от земли отступити мало// (отплыть несколько от берега), – это для того, чтобы Господу удобнее было учить, так как народ очень теснился около Него [[new:lk:05:01|(Лк. 5:1)]]. **Поступи** (отплыви) **во глубину** и пр. Обыкновенно рыболовные сети устраиваются так, что на глубоких местах неудобно ловить ими: для ловли там употребляется другой способ; сетями ловят лишь невдалеке от берегов, где не глубоко. Поэтому повеление Господне закинуть сети в глубине не могло не показаться для Петра удивительным. Но он не противоречил, потому что и сам видел несколько необычайных действий Господа, и слышал от других о многих таковых действиях Его, а только сказал, что он с товарищами целую ночь ловил напрасно. А это все и делало последовавшее затем чудо необыкновенного лова рыбы (**яша** – поймали – **множество рыб много**) более поразительным (Мих.). **Помануша причастником** (дали знать товарищам). Товарищи эти были [[new:lk:05:10|(Лк. 5:10)]] Иаков и Иоанн с отцем Зеведеем и работниками [[new:mk:01:20|(Мк. 1:20)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-7 **Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть** Господь предлагает Симону проплыть подальше на глубокое место и там закинуть сети для ловли рыбы. Симон, обращаясь к Господу как к «Наставнику» (ἐπιστάτα! – вместо часто употребляющегося у других евангелистов обращения «равви»), замечает, что улова вряд ли можно ждать, он со своими товарищами пробовал ловить даже ночью – в самые хорошие часы для рыбной ловли – и, однако, ничего не поймали. Но все-таки по вере в слово Христа, которое, как знает Симон, имеет чудодейственную силу, он исполняет волю Христа и получает в награду огромную добычу. Добыча эта так велика, что начали уже в некоторых местах прорываться сети, и Симон со своими спутниками стали подавать знаки руками рыбакам, оставшимся в другой лодке у самого берега, чтобы те поскорее ехали к ним на подмогу, кричать же было излишне по причине дальности расстояния лодки Симона от берега. «Товарищи» же, очевидно, все время следили за лодкой Симона, так как слышали то, что сказал Христос Симону. [<10>]