[<10>] ====== Толкования на Лк. 6:5 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним** См. Толкование на [[new:lk:06:01#blzh_feofilakt_bolgarskij1|Лк. 6:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы** См. Толкование на [[new:lk:06:01#blzh_feofilakt_bolgarskij1|Лк. 6:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И глаголаше им, яко господь есть Сын Человеческий и субботе** **Сын Человеческий** и пр. Т. е. Он, Христос, Который имеет скоро отменить ветхозаветную субботу, может повелеть ученикам Своим уже и теперь, заранее отрешаться от нея. (Мих.) С другой стороны, Он, как Законодатель, имеет власть лучше истолковать закон о субботе и обновить его (Филар.). «В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целию покоя от житейских дел и посвящения сего дня исключительно на дела Божии, пишет епископ Феофан. Христианское здравомыслие никогда не доходило до житейской мелочности относительно неделания в воскресенье; но зато позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного: отдается все время чреву и угождению прочих чувств; о Боге и благотворении некогда и вспомнить.» «А у прочих людей под праздники и в праздники, прибавим, работа, торговля. Тоже некогда вспомнить о Боге и храме. Такое провождение воскресных и праздничных дней – великий грех. О названии И. Христа Сыном Человеческим чит. в объяснении [[new:lk:05:24|(Лк. 5:24)]]. У еванг. Марка тут прибавлено: //Суббота для человека, а не человек для субботы// [[new:mk:02:27|(Мк. 2:27)]]. Это значит, что суббота дана человеку для достижения чрез нее высоких нравственных целей: для успокоения его от трудов и треволнений житейских, а вместе с тем и для того, чтобы мы, успокоившись от трудов целой недели и прекратив заботу о мирском, о земном и суетном, все свое внимание обращали к Богу – Творцу всего и к предметам небесным, непреходящим. Следовательно и в субботу должно делать то, что содействует нравственности человека, и никак не останавливаться в такой полезной для себя и для ближних деятельности, ради того, что извращенными иудейскими учениями запрещается то или другое в субботу» (Мих.). «Из слов Спасителя о субботе, пишет святитель Филарет (М.), можно извлечь два правила. Первое, что дела неизбежной нужды позволительны в день Господень; второе, что дела благотворные и человеколюбивые достойны дня Господня. Но из сего необходимо должно заключать то, что дела, в которых нет ни неизбежной нужды, ни нравственного достоинства и благотворности, и Евангелие, так же, как древний закон, оставляет запрещенными в день Господень». Из повествования о срывании колосьев Апостолами святитель Феофан выводит прекрасное нравоучение тем, которые любят осуждать других. «Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив, как следует, может извинить. И всегда почти бывает так: рассуди о поступке ближнего, и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза. И чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудить кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно восприимет сожаление, и скорее готово будет плакать, нежели укорять. Действительный грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы** См. Толкование на [[new:lk:06:01#lopuxin_ap|Лк. 6:1]] [<10>]