[<10>] ====== Толкования на Лк. 6:43 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый** См. Толкование на [[new:lk:06:41#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 6:41]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 43-44 **Несть бо древо добро, творя плода зла: ниже древо зло, творя плода добра. Всяко бо древо от плода своего познается: не от терния бо чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия** В этих и дальнейших словах Иисус Христос дает средства узнать или вообще разузнавать нехороших людей и лжеучителей, и отличать, сих последних от истинных учителей (у еванг. Матфея тут сказано: //берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные// [[new:mf:07:15|(Мф. 7:15)]], это – не посредством учения или слова, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя. Плоды изображают человеческие дела, подобно тому, как растущее дерево изображает самого человека или жизнь и поведение его (Чит. [[new:lk:13:06|Лк. 13:6-]][[new:lk:13:09|9]]). О качествах дерева судят обыкновенно по плодам, а не по листьям и цветам. Цветы на дереве могут быть и красивые и благоухающие, и листья густые и нежные; но эта только – украшение. Хорош плод, значит, хорошо и дерево; худ плод, худо и дерево, и на хорошем дереве не растут плоды дурные, равно как и наоборот: **не от, терния бо чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия** (не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника). Так точно и от лжеучителя или худого человека нельзя ожидать, истинно христианских, высоких добродетелей, особенно смирения, хотя бы дела его и имели внешний вид добродетели. У еванг. Матфея прибавлено: //по плодам//, т. е. по делам, по жизни //их узнаете их// [[new:mf:07:16|(Мф. 7:16)]], – поймете, отличите истинных от ложных, хороших от худых. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 43-44 **Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника** (См. [[new:mf:07:16|Мф.7:16–18]]). У евангелиста Луки связь этого изречения с предыдущим такая: ибо собственное личное нравственное совершенство человека относится к его деятельности на пользу других совершенно так же, как природа деревьев – к их плодам (ср. [[new:mf:12:33|Мф.12:33]]). [<10>]