[<10>] ====== Толкования на Лк. 6:46 ====== ===== Прп. Петр Дамаскин ===== **Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю**, — сказал Господь. Но пусть никто, безумный, слыша это и столькое еще, не подумает, что если он не будет призывать Господа, то останется неповинным, напротив, еще более будет осужден, как сказал Господь: //Аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет// [[new:lk:23:31|(Лк. 23, 31)]]. И: //аще праведный едва спасается//, — говорит Соломон, — //нечестивый же и грешный где явится?// [[old:pr:11:31|(Притч. 11, 31)]]. //**Творения. Книга первая.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 46-49 **Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое** Это необходимо относится к нам, которые устами исповедуем Его Господом, а делами отрекаемся от Него [[new:tit:01:16|(Тит. 1, 16).]] Если, - говорит, - Я - Господь, то вы во всем должны поступать как рабы. А долг рабов - делать то, что Господь повелевает. Потом говорит нам, какая польза тому, кто слушает Его и не только слушает, но и на деле исполняет. Таковый подобен человеку, строящему дом, построившему оный на камне. Камень же, как свидетельствует апостол [[new:1kor:10:04|(1 Кор. 10, 4)]], - Христос. - Копает и углубляет тот, кто принимает слова Писания не поверхностно, а изыскивает глубины их духом. Таковый основывает на камне; потом, когда случится наводнение, то есть гонение или искушение, река подступит к этому дому, то есть искуситель, бес ли то, или человек, и, однако ж, не может поколебать его. Искушающий человек очень справедливо может быть сравнен с наводнением реки. Ибо как наводнение речное производит вода, сверху падающая, так и человека искусителя возращает сатана, спадший с неба. Дом тех, кои не соблюдают слов Господа, падает, и разрушение сего дома бывает большое. Ибо падения слушающих, но не творящих, велики, потому что не слышавший и не сделавший погрешает легче, а слышавший и, однако ж, не исполняющий согрешает тяжелее. ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю** См. прим. к [[new:mf:07:21#ep_mixail_luzin|Мф. 7:21]], [[new:mf:07:24#ep_mixail_luzin|24-27]]. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, Яже глаголю** У еванг. Матфея это выражено так: //Не всякий, говорящий Мне Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, по исполняющий волю Отца Моего Небесного// [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21)]]. Здесь Господь прямо, без иносказания, продолжает речь о том, о чем говорил выше под образом дерева, т. е. об истинных и ложных учителях и вообще о хороших и худых людях. Выражение: взывать к И. Христу: **Господи, Господи**, значит признавать Его своим учителем, исповедовать веру в Него, как в Господа и Спасителя. Не всякий из таких //войдет в царство небесное//, т. е. получит блаженство на небе, хотя бы видимо был членом царства Христова, т. е. Церкви Его на земле; но только тот, кто, вместе с верою во Христа, всегда и во всем исполняет волю Его, выраженную в данном Им законе, именно ведет жизнь истинно христианскую, добродетельную – подобно доброму дереву, приносит добрые плоды. У еванг. Матфея тут еще прибавлено. Многие скажут Мне в тот день: //Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие// [[new:mf:07:22|(Мф. 7:22-]][[new:mf:07:23|23)]]. В тот день, т. е. в день суда, как день известный и ожидаемый (Зигаб.). Не в Твое ли имя, т. е. произнося Твое имя, по силе Твоего имени [[new:act:03:06|(Деян. 3:6)]]. Пророчествовали, не в смысле только предсказания будущего, но и учительства [[new:1kor:12:10|(1 Кор. 12:10)]]. Бесов изгоняли, т. е. исцеляли тех, которые были одержимы злыми духами (См. объясн. [[new:lk:04:33|Лк. 4:33]] ). Многие чудеса творили, т.е. производили действия необыкновенные, – такие, какие нельзя сделать одними человеческими силами или искусством, но которые совершаются сверхъестественною, божественною силою, напр., исцеление больного словом или прикосновением руки воскрешение мертвого и т. п. Из церк. истории известно, что в начале христианских времен иные изгоняли бесов, хотя сами были людьми недостойными, ведшими жизнь неблагочестивую; демоны обращались в бегство собственно от произносимого этими людьми имени Господа Иисуса. Это совершенно возможно, потому что благодать действует и чрез недостойных: так, напр., мы освящаемся и от недостойных священников; и Иуда предатель творил чудеса (Феоф. и Злат.). На возможность таковых даров у людей недостойных указывает ап. Павел, когда говорит, что хотя бы кто имел дар пророчества и дар чудотворения, наприм. переставлял горы, но не имел любви, – существенного свойства истинного христианина, он – //ничто// [[new:1kor:13:01|(1 Кор. 13:1-]][[new:1kor:13:02|2)]]. И тогда Я объявлю им: Я никогда не знал вас, т. е. не признавал за Своих, так как вы не были истинными Моими последователями, христианами [[new:lk:13:27|(Лк. 13:27)]]. Если и сказано Апостолом: //всякий, кто призовет имя Господне, спасется// [[new:rim:10:13|(Рим.10:13)]], то сказано о таких, которые призывают его нелицемерно – показывают веру свою в добрых делах [[new:2tim:02:19|(2Тим.2:19)]]. О такой неистинной вере ап. Иаков пишет: //Что пользы, братия моя, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его// [[new:iak:02:14|(Иак. 2:14)]]? Подобным образом и //бесы веруют// [[new:iak:02:19|(Иак. 2:19)]]. //Вера, если не имеет дел, мертва// [[new:iak:02:17|(Иак. 2:17)]]. После этого можно ли говорить, как говорят лютеране и некоторые из наших сектантов: пашковцы, штундисты, что для спасения должно только веровать? Делающие беззаконие – то же, что не поступающие, по учению Христову, т. е. ведущие худую жизнь. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 46-49 **Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое** (См. [[new:mf:07:21|Мф.7:21,]] [[new:mf:07:24|24–27]]). Мысль, содержащаяся у евангелиста Луки, такова. Исповедание Иисуса Христа, которому не соответствует жизнь человека, не может исходить из чистого сердца и, следовательно, иметь спасительное влияние на других. [<10>]