[<10>] ====== Толкования на Лк. 6:47 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Пребожественный и неизреченный Сын Отчий, Которому воздаем поклонение, справедливо называется Словом, не только потому, что Он есть слово и истолкователь Отца, как думают иные, но потому, что созидает скорее, нежели произносится слово, и рожден бесстрастно. Будучи же Словом, Он ипостасен и имеет собственное личное свойство. А что Он ипостасен, следует из того, что само Слово имеет словеса, как говорит о Себе: **слышай словеса Моя, и творя я**. Посему, если Слово имеет словеса, то Оно не неипостасно. И наоборот: будучи ипостасным, по бесстрастному рождению Он называется Словом. //**Письма. Книга II.**// **// Толкование Нагорной проповеди. //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен** См. Толкование на [[new:lk:06:46#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 6:46]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен** См. прим. к [[new:mf:07:21#ep_mixail_luzin|Мф. 7:21]], [[new:mf:07:24#ep_mixail_luzin|24-27]]. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 47-49 **Всяк грядый ко Мне и слышай словеса Моя и творя я, скажу вам, кому есть подобен: подобен есть человеку зиждущу храмину, иже ископа и углуби, и положи основание на камени: наводнению же бывшу, припаде река ко храмине той, и не може поколебати ея: основана бо бе на камени. Слышавый же и не сотворивый подобен есть человеку создавшему храмину на земли без основания: к нейже припаде река, и абие падеся, и бысть разрушение храмины тоя велие** Нагорную беседу Свою Иисус Христос оканчивает сравнением людей, слушающих Его учение и исполняющих или не исполняющих оное, и тем показывает, как важна и полезна добродетель и для здешней земной жизни. Человека, который слушает слова Его и исполняет, т. е. ведет жизнь, сообразную с Его учением, истинно христианскую, добродетельную, Он уподобляет тому, кто строит свой дом на камне; а который только слушает, но не исполняет – строящему свой дом прямо на земле, без основания. Палестина, где жил и учил Господь, – страна в большей части гористая и холмистая, и поэтому случаются в ней внезапно стремительные и проливные дожди с сильными бурями. Обыкновенно, во время таких дождей, горные речки, потоки и ручьи, стоявшие почти сухими в продолжение бездождия, вдруг наполняются водою, с большою стремительностию низвергаются на равнины и при этом увлекают за собою все, что попадается им на пути. Иногда целые здания не могут противостоять силе воды на пути ее, особенно, если они не твердо построены, напр, на песчаном грунте. Подмытые, они падают и разносятся водою. Но так как в Палестине много скал и камней, то, конечно, безопаснее строить дома на них, что и делали более благоразумные люди. Подобным образом бури искушений и бед постоянно грозят всем нам и со стороны злого духа-искусителя, и со стороны всех людей, слушающих диавола, и даже со стороны нас самих, вследствие нашей слабости. Всякую минуту легко и быстро мы можем потерять свое здоровье, счастие, богатство и с этим душевное спокойствие. И что же? Когда эти беды и искушения касаются тех из нас, которые живут по слову и закону Христову, то таковые, имея твердые основания, – веру и любовь в своем сердце, могут перенести их; тогда как, наоборот, у тех, кои не исполняют заповедей Христовых, не достает сил противиться бедам и искушениям, и таковые обыкновенно легко впадают в отчаяние и часто погибают. Так не погибли многострадальный Иов. царь Давид, ап. Петр и все прочие Апостолы, когда восставали против них враги Христовы. Примеры погибели нередко видим мы вокруг себя – напр, на людях, погрязших в порочной жизни, и особенно на самоубийцах. «Желаешь ли ты, чтобы тебя ничто не могло опечалить? Стоит только тебе оградить себя исполнением заповедей Христовых, учит св. Златоуст. Захочет ли враг отнять у тебя имение? Но Христос заповедал тебе не давать никакой цены земным стяжаниям. Будет ли злословить тебя? Но Христос повелевает тебе молиться за врагов и обещает великую награду за терпение. Убьет тебя? Но чрез это он только приготовит тебе мученическую награду. Тогда как еще нет бед, не видно искушений, а порочный человек уже тревожится в своей совести [[old:pr:28:12|(Притч. 28:12)]], терпит муку прежде вечных мучений». У еванг. Матфея тут прибавлено: //когда Иисус Христос окончил слово сие//, т. е. нагорную проповедь, //то народ дивился учению Его//. Дивился потому, что слышал в Его учении много нового и особенного. Дивился простой народ, но не книжники и фарисеи; если они и были тут, то только мучились от зависти. //Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи// [[new:mf:07:28|(Мф. 7:28-]][[new:mf:07:29|29)]]. Так учил И. Христос, потому что был не простой, а Божественный Учитель, имел власть не только изъяснять закон, но и пополнять и отменять его, а поэтому и мог говорить так, как ни один из людей. И самое учение Христово было, как подобает быть божественному, просто и возвышенно; тогда как учение книжников и фарисеев по большей части состояло в мелочах и бесполезных словопрениях (Мих.). Слово Господне было выше древних пророков, те говорили: //сия глаголет Господь//, а Христос, как Бог, говорил: //Аз глаголю вам// [[new:in:14:10|(Ин. 14:10)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен** См. Толкование на [[new:lk:06:46#lopuxin_ap|Лк. 6:46]] [<10>]