[<10>] ====== Толкования на Лк. 7:12 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города** Писание повествует о некотором городе Наине в Иудее. В нем у некоей вдовы был единородный сын, не в таких уже летах, чтобы почитать его отроком, но из детского возраста переходивший в мужской. Юношей именует его Писание, История в немногом повествует многое, и повествование вполне есть плач. Сказано, что мать умершего **бе вдова**. Видишь ли тяжесть несчастья и как трогательно в немногом изображено словом страдание. Ибо что значит сказанное. То, что не было у нее надежды иметь детей, которая могла бы уврачевать бедственную утрату, потому что женщина **бе вдова**. Не на кого было и взглянуть ей вместо этого умершего, потому что был он у нее **единородный**, а сколько в этом горестного, нетрудно понять всякому, кто не чужд естества. Его одного познала в болезнях рождения, его одного вскормила сосцами. Он один делал для нее веселую трапезу. Он один служил поводом к радости в доме: играя, учась, занимаясь делом, веселясь в прогулках, в упражнениях, в собраниях молодых людей. Всем, что в глазах матери и сладостно и драгоценно, был он один. И эта отрасль рода, ветвь преемства, опора старости приближалась уже к поре вступления в брак. Да и само упоминание о возрасте показывает другую причину плача. Писание, назвав юношей, выразило, что это был цвет увядшей красоты, что едва только пробивался у него пушок, но не было густой бороды, и ланиты сияли еще красотою. Поэтому, насколько было естественно страдать о нем матери! //**Об устроении человека.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 12-13 **Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь** **«Якоже приближися ко вратом града, изношаху умерша»**. Потому что предведая и самый час выноса тела, Он пришел во время. Итак, выносили умершего единственного сына матери, и та была вдова; и эти обстоятельства, как сначала чрезвычайно увеличивали ее скорбь, так и способствовали затем тому, чтобы она получила необычайное освобождение от этой скорби: ибо Господь, увидев матерь, и то – матерь вдову, все свои надежды возложившую на единственного ребенка, и лишившуюся его вследствие безвременной его смерти, и провожающую смертные останки сына и жалобно биющую себя в грудь, – говорится: **«милосердова о ней».** Да и как могло бы быть иначе, когда Он – Отец сирот и Судия вдовиц? И сказал ей, утешая ее и вместе предвидя будущее: **«Не плачи»**. Потому что Он знал, что намеревался сделать. Женщина же эта ни Его не знала, ни тем менее того, что имело произойти. Поэтому ни веры не имела, ни молила Его ни о чем, ни Он не требовал от нее веры. **//Омилия 42. На 3-е воскресное Евангельское чтение по Луке.//** ---- **«Якоже приближися ко вратом града**, – говорит Евангелие, – **изношаху умерша»**, – потому что предведая и самый час выноса тела, Он предстал во время. **«Изношаху убо умерша сына единородна матери своей, и та бе вдова»**. Эти последние обстоятельства насколько увеличивали скорбь для плачущей матери, настолько и послужили поводом для небывалой развязки. Потому что видя мать, и то мать-вдову, полагавшую все свои надежды на своего единственного сына, и лишенную его безвременной кончиной, и следующую за гробом и горестно бьющую себя в грудь, Господь, как говорится, **«милосердова о ней»** (О, как бы мог не пожалеть ее Он, Который – //«Отец сирот и Судия вдовиц»//?!), **«и рече ей»**, – утешая ее и вместе с тем предвидя будущее, – **«не плачи»**. Потому что Он знал, что Он собирался сделать, а женщина не знала ни Его, ни, тем более, того, что имело произойти; поэтому ни веры она не имела, ни ничего от Него не просила, ни Он от нее не требовал веры. **//Омилия 51. На третье воскресение Евангельских чтений по Луке.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города** См. Толкование на [[new:lk:07:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 7:11]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Якоже приближися ко вратом града, и се изношаху умерша, сына единородна матери своей, и та бе вдова: и народ от града мног с нею** См. Толкование на [[new:lk:07:11#prot_ioann_buxarev|Лк. 7:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города** //«Выносили умершего»//. Обыкновенно гробницы у евреев устраивались за городами в утесах (ср. [[new:mf:08:26|Мф. 8:26]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]