[<10>] ====== Толкования на Лк. 8:1 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-3 **После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.** Сойдя с неба за тем, чтобы во всем представить нам Собой образец и предначертание, Господь научает нас не лениться в обучении, но обходить по всем местам и проповедовать; ибо, что Он ни делал, делал для наставления нашего. Он проходил по всем городам и селениям и водил с Собой двенадцать учеников, которые не учили, не проповедовали, но сами от Него учились и назидались делами Его и словами Его. - Господь проповедовал не о земных благах, но о Царстве Небесном. Ибо кому иному было приличнее проповедовать о небесном, как не Приходящему с неба? Поэтому-то ни один из пророков не проповедовал о Царстве Небесном. Ибо как бы они стали проповедовать о том, чего не видали? Поэтому-то и Предтеча говорил: сущий от земли и говорит, как сущий от земли, а Приходящий с небес, что видел, о том и свидетельствует [[new:in:03:31|(Ин. 3, 31. 32)]]. - За Господом следовали и жены, чтобы мы знали, что и женскому полу слабость не препятствует последовать Христу. Смотри и на то, как они, будучи богатыми, презрели, однако же все и избрали нищету ради Христа и со Христом. А что они были богаты, познай из того, что они служили Господу имением "//своим//" а не чужим или несправедливо приобретенным достоянием, как многие делают. - В словах: //"из которой вышли семь бесов"// некоторое число "//семь//" принимают неопределенно, вместо: "//много//", ибо в Писании число семь часто принимается вместо: "//много//". Иной, быть может, скажет: как семь есть духов добродетели, так, напротив, семь же и духов злобы, например: есть дух страха Божия, есть, с противной стороны, дух бесстрашия Божия; есть дух разумения, есть, с противной стороны, дух неразумия, и так далее. Если эти семь духов злобы не будут прогнаны от души, никто не может последовать Христу. Ибо прежде должно сатану изгнать, а потом Христа вселить. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И бысть посем, и той прохождаше сквозе грады и веси, проповедуя и благовествуя Царствие Божие: и обанадесяте с Ним** **Быст по сем** (после сего). Это было после вечери, устроенной для И. Христа у Симона фарисея (Чит. [[new:lk:07:36|Лк. 7:36-]][[new:lk:07:50|50]]). **Благовествуя Царствие Божие**. Слово благовествовать состоит из слов: благая, добрая весть и значит возвещать радостное, спасительное. **Царство Божие**. (Чит. о нем [[new:lk:04:43|Лк. 4:43]]) **Обанадесяте** (двенадцать) **с Ним**, т. е. те двенадцать Апостолов, которых Иисус Христос недавно избрал из многих Своих учеников [[new:lk:06:12|(Лк. 6:12-]][[new:lk:06:16|16)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим** Один евангелист Лука делает замечание о женщинах, которые во время проповеднических путешествий Христа с 12 апостолами служили Ему своим имением. //«Мария Магдалина»// (см. [[new:mf:27:56|Мф.27:56]]). //«Из которой вышли семь бесов».// Это выражение обозначает чрезвычайную силу одержимости бесами: «семь» на языке Священного Писания есть символ полноты (ср. [[new:mf:12:45|Мф.12:45]]). Согласно И. Вейса, здесь указывается на то, что Мария семь раз в течение своей жизни подвергалась возвращению бесноватости. Что касается довольно распространенного рационалистического взгляда, будто бы Мария была просто крайне распущенная в нравственном отношении женщина, что и обозначил будто бы евангелист своим замечанием, то против такого понимания говорит употребленный и о Марии термин «исцеленная» (τεθεραπευμέναι), который означает чудесное исцеление от действительной, а не мнимой болезни беснования. //«Домоправителя Иродова»//, т. е. по нашему гофмейстера при дворе Ирода (вероятно, Антипы). Должность эта была видная (ср.[[new:mf:20:08| Мф.20:8)]]. Жены эти служили Христу до самой Его смерти на кресте (см. [[new:lk:24:10|Лк.24:10)]]. //«Сусанна»// – личность неизвестная. [<10>]