[<10>] ====== Толкования на Лк. 9:18 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 18-22 **В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.** Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что они сами говорят, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной о Нем молвы и привести учеников к истинному понятию, что и было сделано. Ибо когда ученики сказали, что одни называют Тебя Иоанном, другие Илиею, Он спросил: а вы, то есть вы отличные от всех, вы избранные, вы отделенные, кем Меня называете? Тогда Петр предваряет прочих и, сделавшись устами всех, исповедует Его Тем Христом Божиим, о Котором издавна проповедуется. Не просто Христом Божиим назвал Его, но Тем Христом Божиим, который есть собственно Христос Божий. Ибо многие были помазаны, но Тот Христос (Помазанник) Божий есть Единый и Единственный. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И бысть егда моляшеся един, с ним беху ученицы: и вопроси их, глаголя: кого Мя глаголют народи быти** Об исповедании Господа Христом, Сыном Божиим, которое высказал ап. Петр, повествуется и у евангелистов Матфея [[new:mf:16:13|(Мф.16:13-]][[new:mf:16:20|20)]] и Марка [[new:mk:08:27|(Мк. 8:27-]][[new:mk:08:30|30)]]; но св. Лука повествует о сем короче их обоих. По еванг. Матфею и Марку, это было //в Кесарии Филипповой//. Кесария Филиппова, это -город, лежавший на северной стороне Палестины, при подошве горы Ливана. Называлась она прежде Панеей. Римский правитель Галилеи Филипп распространил и украсил этот город, и переименовал в Кесарию, в честь римского Кесаря (Тиверия). Филипповою она называется, как преобразованная Филиппом и в отличие от Кесарии Палестинской, города, лежащего на берегу Средиземного моря. **За кого почитает Меня народ** (кого Мя глаголют народи быти)? У еванг. Матфея прибавлено: //Сына Человеческого//, т. е. обетованного Мессию [[old:dan:07:13|(Дан. 7:13)]]. Иисус Христос любил так называть себя. (Чит. о сем в объясн. [[new:lk:05:24|Лк. 5:24]]) Свят. Златоуст так пишет, объясняя причину, почему Господь спрашивал об этом Апостолов: «спрашивал сначала не об их мнении, а о мнении народа для того, чтобы самым порядком вопросов они были возведены к высшему разумению и не думали о Нем так же низко, как народ. И не говорит: за кого почитают Меня книжники и Фарисеи? но желает знать непритворное мнение народа, потому что мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, так как народ, хотя, конечно, не весь, почитал И. Христа за предтечу Мессии (чит. [[new:lk:09:19|Лк. 9:19]]), но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильною злобою.» **За кого почитает Меня народ** (кого Мя глаголют народи быти)? Господь, конечно, и без вопроса знал, что думает о Нем народ, как равно и то, за кого сами апостолы, ближайшие Его ученики, принимают Его, но Ему нужно было, чтобы Апостолы собственными устами высказали и первое, особенно же второе. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-27 **В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие** Исповедание апостола Петра и предсказание Христа о Своих страданиях евангелист Лука излагает согласно с Марком [[new:mk:08:27|(Мк.8:27]]–[[new:mk:09:01|9:1]]; ср. [[new:mf:16:13|Мф.16:13–28]]). //«Когда Он молился в уединенном месте»// (стих 18). Об этой молитве Христа делает упоминание только евангелист Лука. //«Ко всем же»// (стих 23). Согласно Евангелию от Марка, Господь в это время подозвал к Себе шедший за Ним народ [[new:mk:08:34|(Мк.8:34)]]. [<10>]