[<10>] ====== Толкования на Лк. 9:19 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес** См. Толкование на [[new:lk:09:18#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 9:18]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 19-20 **Они же отвещавше реша: Иоанна Крестителя: инии же Илию: друзии же, яко пророк некий от древних воскресе. Рече же им: вы же кого Мя глаголете быти? Отвещав же Петр рече: Христа Божия** (За) **Иоанна Крестителя**, воскресшего из мертвых. Так, напр., думал Ирод Антипа [[new:mf:14:02|(Мф. 14:2)]] и некоторые другие. **Инии Илию, друзии же, яко пророк некий от древних воскресе**, так как в народе было верование, что пред явлением Мессии придет прор. Илия или Иеремия, или другой кто из древних пророков [[new:lk:09:08|(Лк. 9:8;]] [[new:mf:17:10|Мф. 17:10)]]. То есть народ (конечно не весь) считал И. Христа за предтечу Мессии, а не за Самого Мессию. **За Христа Божия**, по Матфею, //Ты Христос, Сын Бога Живаго// [[new:mf:16:16|(Мф. 16:16)]]. Христос, т. е. обещанный Мессия (Чит. в объясн. [[new:lk:02:11|Лк.2:11]]). Сын Бога Живаго, т. е. воплотившийся, истинный, единородный Сын истинного Бога, второе лицо Св. Троицы [[new:in:10:35|(Ин.10:35;]] [[new:in:11:27|11:27)]]. Истинный Бог называется живым в противоположность языческим богам – неистинным, мертвым. Это исповедание, замечает св. Златоуст, высказал ап. Петр, как всегда пламенный, нежнолюбящий, стремительный, предупреждающий других Апостолов; но оно было общее – от лица всех Апостолов. По Евангелию Матфея, при этом Иисус Христос сказал ап. Петру: //Блажен ты, Симон, вар Иона (сын Ионин): потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, сущий на небесах. На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея// [[new:mf:16:17|(Мф.16:17-]][[new:mf:16:18|18)]]. В этих словах Господь похваляет Симона за правильное понятие о Себе и говорит, что на таком веровании будет основана вся религия христианская. Не плоть и кровь открыли тебе это, т. е. не какой-либо человек внушил тебе исповедание И. Христа Мессиею, истинным Сыном Божиим. Словами плоть и кровь в Свящ. писании называется человек. Так ап. Павел пишет, что когда Господь призвал его благовествовать о Нем язычникам, тогда он не стал советоваться //с плотию, и кровию//, т. е. с другими людьми [[new:gal:01:15|(Гал. 1:15-]][[new:gal:01:16|16)]]. //Но Отец Мой// Иже //(Сущий) на небесех//, т. е. истинное верование в И. Христа открыто, – внушено Петру Самим Богом. «Ты слышал голос Бога Отца в делах и словах Его Сына, как бы так говорил Господь Петру при этом. И поелику ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего тебя: как ты – сын Ионин, так и Я – Сын Моего Отца, т. е. одной сущности с Родившим». (Тр. Лист.) «Почему Иисус Христос не Сам Себя открывает, не говорит: Я Христос, а доводит учеников до того, что они исповедали Его Христом?» вопрошает св. Златоуст, и отвечает: «потому что сие и Ему тогда было приличнее, и их побуждало более верить сказанному.» Господь переименовал Симона в Петра, когда только в первый раз встретил его, приведенного к Нему братом его Андреем. Петр с греческого значит камень. Господь назвал Симона Петром – камнем, провидев твердость его характера и веры [[new:in:01:42|(Ин. 1:42)]]. Теперь Господь, услышав от ап. Петра твердое исповедание Его Мессиею, Сыном Божиим, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает на себе свое новое имя – Петр, т. е. показывает твердость веры. //На сем камени создам Церковь// Мою. Церковь, – это общество людей, истинно верующих во Христа, где бы они ни были и когда бы ни жили. Так читаем мы в символе веры о Церкви Христовой: Во едину, т. е. верую, святую, соборную и апостольскую Церковь. В изречении: //на сем камени созижду Церковь// – Церковь представляется зданием. В основании здания обыкновенно полагаются крепкие камни (чит. [[new:mf:07:24|(Мф. 7:24-]][[new:mf:07:25|25)]]. В словах: //на сем камени// указывается тот твердый камень, на котором будет основана Церковь. Какой же это камень? Это – та вера и то твердое исповедание И. Христа Мессиею, Сыном Бога живого, которые ап. Петр теперь высказал. Значит, что такое верование и исповедание, которое высказал ап. Петр, будет основным верованием и исповеданием всей церкви, или общества, которое создаст Господь. //И врата ада не одолеют ея//. Это значит, что никакие враждебные силы, даже силы самого ада или сатаны, не возмогут победить основанной И. Христом Церкви. Ад есть место пребывания злых духов или демонов и вместе с ними злых человеческих душ. //Врата ада//. Вратами ада здесь называются злые советы и ухищрения самого сатаны и руководимых им злых людей. Образ речи взят от обычая восточных народов – собираться у ворот города, обыкновенно укрепленных, для различных совещаний по обыкновенным делам города, для суда и расправы над виновными и т. п. У еванг. Матфея еще прибавлено: //Дам тебе ключи Царства Небесного//[[new:mf:16:19|(Мф. 16:19)]] и пр. Царством небесным, как было уже объяснено [[new:lk:04:43|(Лк. 4:43)]], называется на земле Церковь Христова, а на небе рай. Царство Христово представляется под образом здания со входом и выходом, которые запираются и отпираются посредством ключей. Таким образом, дарование ключей царства означает дарование права впускать или не впускать в здание царства. Дальнейшие слова: //Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах// имеют тот же смысл, какой заключается в словах: //дам тебе ключи царства небесного//. То есть, этими словами Господь дает ап. Петру, а впоследствии дал и всем апостолам и их преемникам – пастырям церкви право разрешать или не разрешать грехи, и таким образом дозволять или не дозволять быть в Церкви или обществе верующих, – допускать в нее тех, которых найдут достойными, будут ли то иудеи или язычники, и закрывать и защищать врата ее от вторжения в нее тех, которые будут недостойны войти в нее – и обещается, что недозволенное ими в церкви, не будет дозволено и Богом, а разрешенное будет разрешено Богом. Такое право даруется Апостолам и их преемникам потому, что после Христа они должны быть на земле представителями Его и видимыми управителями вместо Него в церкви (Мих.). – На словах И. Христа ап. Петру: //на сем камени созижду Церковь, и дам тебе ключи царства небесного// и пр., католики основывают свое мнение о главенстве ап. Петра над прочими Апостолами, а чрез него и папы, – их первосвятителя, как преемника Петрова в Риме, над всею христианскою церковию. Но в них совершенно нет основания к такому мнению. Эти слова сказаны ап. Петру, потому что он прежде всех исповедал И. Христа Сыном Божиим, между тем Апостолы все одинаково исповедали Его, и Апостолам всем равно дано право вязать и решить [[new:in:20:22|(Ин. 20:22-]][[new:in:20:23|23;]] [[new:mf:18:18|Мф. 18:18)]]. И из жизни и деяний ап. Петра нигде не видно, чтобы считали его главою всей церкви. Также и Апостолы никогда не относились к ап. Петру, как к главе своей, и сам он никогда не требовал сего. «Если бы Господь сообщил Петру главенство, то как же Иаков и Иоанн после ([[new:mk:10:37|Мк. 10:37]] и д.) осмелились бы просить, чтобы Он посадил их – одного по правую, а другого по левую руку? Как апостолы могли бы спорить (a это не раз потом было), кто из них больший?» замечает один из толкователей Евангелия. Да и вообще при невидимой Главе, Самом И. Христе, совершенно излишне видимая глава – папа. «Если слово Божие знаешь, говорит святитель Московский Филарет, единую токмо Главу церкви – Христа; то по какому праву человеческое мудрование хочешь, сверх Сей Божественной Главы, дать сему бессмертному телу еще другую главу – смертную?» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес** См. Толкование на [[new:lk:09:18#lopuxin_ap|Лк. 9:18]] [<10>]