[<10>] ====== Толкования на Лк. 9:55 ====== ===== Свт. Лука Крымский ===== **Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа** На слова: **Не знаете, какого вы духа** (Лк. 9:55). //Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим// [[new:lk:09:51|(Лк. 9:51)]]. Господь знал, что ждет Его в Иерусалиме, знал, что там примет страшную крестную смерть, и пошел. Он мог бы остаться в Галилее, где ничто не грозило Ему, где не было злых врагов Его, книжников и фарисеев. Но Он не остается, Он идет туда, где ждет Его смерть. Что же, не достаточно ли этого одного, чтобы познали мы, что Он добровольно принял смерть за грехи мира? Он пошел, как всегда, пешком; пошел в дальний путь. Послал вперед некоторых из Своих учеников, чтобы приготовили Ему отдых в селении на пути. Ученики пошли, а селение было самарянское. Надо вам знать, что самаряне с иудеями не сообщались, между ними была вражда. Откуда и почему была эта вражда? Из-за того, что самаряне принимали не все книги Ветхого Завета, а только пять книг Моисея, а все остальные отвергали. Они утверждали, что молиться Богу и приносить Ему жертвы можно только на горе Гаризим, а иудеи утверждали, что приносить жертвы и молиться Богу можно только в храме Иерусалимском. Вот это разделяло их, отсюда пошла вражда между ними. Они увидели Спасителя, узнали в Нем еврея и не приняли. Тогда возгорелся гнев в учениках Христовых, любимых Его учениках, Иоанне и Иакове, гнев такой пылкий, что они хотели бы истребить этих самарян, просили у Христа позволения помолиться, чтобы ниспал на них с неба огонь, подобно тому, как молился пророк Илия, и по молитве его трижды попалял огонь с неба тех, кого послал нечестивый царь Ахав, чтобы схватить его. Видите, к чему приводит разделение, вражда между людьми: оно приводит к тому, что люди стремятся друг друга истребить. Даже апостолы — те, которые всегда были со Христом, всегда слышали Его слова, полные любви, — даже они воспылали желанием призвать на самарян огонь с неба. Так страшна вражда, так страшно разделение между людьми. Таким разделением, какое было между самарянами и иудеями, но гораздо худшим разделением полна нынешняя наша жизнь. И мы все разделены на отдельные народы, на отдельные государства, даже отдельные общественные группы, между которыми существует разделение и вражда: разделение, зависящее от различия наших политических и общественных взглядов, разделение, зависящее от разницы наших религиозных учений, разделение, зависящее даже от простой антипатии, которую мы питаем к людям только потому, что обычаи и нравы у людей другие, чем у нас, только потому, что они по внешности не таковы, как мы. Антипатичны нам бывают черты лица, даже структура тела других людей. Ненавидят в южных штатах Америки несчастных негров за то, что черна кожа их, что приплюснут нос и толсты губы. Противны многим из нас черты лиц, не похожие на русские: не нравятся черты лица резко выраженного еврейского или монгольского типа; не нравятся их нравы и обычаи и всё различие наружное. И как было тогда, когда пришел Господь из Галилеи в Иерусалим, не принимают люди друг друга, отталкивают друг друга. Умножается деление людей на разные группы, и нет святого единства между людьми, нет того, о чем просил Господь и Бог наш Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве к Отцу Своему перед крестными страданиями Своими. Он молился об апостолах Своих, а потом и обо всех, верующих в Него: //Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино// [[new:in:17:20|(Ин. 17:20-21)]]. Святые апостолы Павел и Петр в посланиях своих не раз научают нас тому, что не должно быть вражды и разделения между людьми; между ними должно быть единомыслие, единодушие, единение в любви. Но люди не внимают этому призыву, совсем не понимают его, как не понимали ближайшие ученики Христовы, Иаков и Иоанн, которые хотели молиться о ниспослании огня с неба. Господь строго остановил их. Он сказал им: **Не знаете, какого вы духа**. Не знаете, какого вы духа, не знаете, что дух христианский должен быть духом любви ко всем, духом единения, а не разделения между людьми. А соединить может только святая любовь. Думаю я, что многие из вас тоже не знают, какого они духа. Часто вы готовы просить, чтобы Бог истребил тех, кто причиняет вам зло и призываете все кары и страдания Божии на них, и недовольны тем, что Господь терпит их, и забываете о великих словах Божиих: //Мне отмщение, Аз воздам// [[old:vtor:32:35|(Втор. 32:35;]] [[new:evr:10:30|Евр. 10:30)]]. Он, только Он, Бог Всеведущий, имеет право воздавать каждому по делам его, а мы никому не имеем права мстить, не смеем и просить Бога о наказании тех, кто противен нам, кто мешает нам жить. Господь Сам знает, кого и когда надо наказать, кому и когда надо отомстить. А вы молчите; вы не просите, чтобы Господь ниспослал огонь с неба и истребил тех, кого Он терпит. Помните, помните об этом, никогда не забывайте, как не приняли, отвергли Его самаряне, и какие удивительные слова были сказаны апостолам: **Не знаете, какого вы духа**. Аминь. //**Спешите идти за Христом. На слова: «Не знаете, какого вы духа».**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа** Слова Господа: **не знаете, какого вы духа**. Этот дух – дух Христов, и ныне движется во всех правилах и обычаях христианства. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа** См. Толкование на [[new:lk:09:51#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 9:51]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 55-56 **Обращься же запрети има, и рече: не веста, коего духа еста вы: Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти. И идоша во ину весь** **Не весте** (не знаете), **коего** (какого) **духа еста вы**, т. е. не знаете, что дух строгости и кары, это был дух Ветхого завета, но дух Моего – Нового завета будет не таков, – он дух любви и милости; потому и проповедники Нового завета не должны действовать так, как действовали ветхозаветные. Надобно оставить этот старый дух неприязни и кары к людям, притом не столько упорным, сколько нравственно слепым и неведущим истины, потому что они со временем могут прозреть, – узнать истину и обратиться. (Мих.) Да и цель Моего пришествия – не погублять, но спасать: **Сын бо Человеческий**, т. е. Он, Христос [[new:lk:05:24|(Лк. 5:24)]] не прииде и проч. **Пошли в другое селение** (идоша во ину весь), – по всей вероятности, не самарянское. Встретив недружелюбный прием, Господь, вероятно, возвратился в Галилею и пошел в Иудею другим путем, чрез Перею, восточным берегом Иордана, где была большая караванная дорога, по которой преимущественно отправлялись путешественники и богомольцы с севера в Иерусалим. Из последующих повествований св. Луки видно, что Иисус Христос после сего был и еще в Галилее и Перее, и затем уже в Иудее (Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа** См. Толкование на [[new:lk:09:51#lopuxin_ap|Лк. 9:51]] [<10>]