[<10>] ====== Толкования на Лк. 9:60 ====== ===== Свт. Лука Крымский ===== **Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие** [[new:mf:08:22|(Мф. 8:22;]] [[ new:lk:09:59|Лк. 9:60)]]. Сын Человеческий, когда пребывал на земле, не имел, где главу приклонить, и тому книжнику, который хотел идти за Ним, сказал, что и птицы имеют гнезда и лисицы — норы, а Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить. Для чего сказал это Господь? Для того, чтобы все мы понимали и знали, что если идти за Ним, будем в таком же положении, как Он: не будем иметь, где главу приклонить, будем переходить с места на место, терпеть лишения, скорби, будем терпеть гонения, холод и голод. Он указывает на то, о чем раньше говорил: что путь в Царство Небесное есть скорбный, тесный путь, путь страданий и лишений. Это надо знать каждому христианину, если он захочет идти за Христом: надо приготовить себя ко всяким лишениям, всяким скорбям, всяким гонениям. Об этом говорит удивительными словами Иисус Сын Сирахов: //Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, люди, угодные Богу, в горниле уничижения// [[old:prsir:02:01|(Сир. 2:1-5)]]. Вот эти святые слова запомните: //люди, угодные Богу, испытываются в горниле уничижения//. Они как сор в мире, не походят на всех мирских людей, идут не тем путем, которым идет огромное-огромное большинство людей. Не ищут они своего, ищут славы Божией, всем сердцем служат Ему, хотят следовать Ему, и, как Он терпел в мире гонения, лишения, и они должны быть готовы всё претерпеть ради имени Его святого. Вот почему Господь так ответил книжнику: //Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу// [[new:mf:08:20|(Мф. 8:20;]] [[new:lk:09:58|Лк. 9:58)]]. А другому, захотевшему тоже идти за Ним, сказал слова, которые кажутся удивительными, чрезмерно суровыми: **Предоставь мертвым погребать своих мертвецов**. Казалось бы, что может быть естественнее желания похоронить отца своего? Но Господь Иисус Христос ответил, как никто никогда не мог бы ответить, сказав: **Предоставь мертвым погребать своих мертвецов**. Что же это такое? Это значит, что все мертвые дела, заботы о мертвых, которые кончили путь свой и предстали пред очами Божиими, не должны обременять сердца наши. Заботы о мертвом, о всех мертвых делах, должны быть чужды сердцу нашему. К жизни, к вечной жизни, светлой и радостной жизни должны мы стремиться. Смерть и всё, что сопряжено с нею, должно быть чуждо нам, ибо пред нами надежда жизни вечной, вечной славы. На вечную смерть будут осуждены отвергшие путь Христов, те, кто заботится о всех мертвых делах, о всем, что относится к смерти; мы же думать должны только о вечной жизни. О смерти мы должны помышлять: смерть неизбежная должна быть напоминанием о том, что после нее мы предстанем на Суд Божий. Смерть тела должна напоминать о том, что только тело умирает, а душа будет вечно жить. Смерть тела не должна страшить тех, кто идет неуклонно путем Христовым: смерти все святые ждали спокойно, даже радостно. Вот потому, что таково должно быть отношение к смерти, что не должны мы заботиться о смерти и о мертвых делах, и сказал Господь желавшему быть Его учеником: **Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов**. Найдутся другие, которые похоронят твоего отца, люди, которые заняты только земными делами, а ты иди за Мною. Видите, что эти слова, которые кажутся такими суровыми, не таковы: это святые слова, напоминающие нам о жизни вечной, ибо для этой жизни предназначены все мы. Оставим же заботы о делах мертвых и всем сердцем устремимся к заботе о том, чтобы стяжать жизнь вечную, ея же да сподобит всех вас Господь и Бог наш Иисус Христос. //**Спешите идти за Христом. На слова: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов».**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие** И ты, человек, не вмешивайся в дела людей, преданных миру, пусть они хлопочут о мертвых, будучи сами мертвы духовно, **а ты иди, благовествуй Царствие Божие**. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие** См. Толкование на [[new:lk:09:57#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 9:57]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Рече же ему Иисус: остави мертвыя погребсти своя мертвецы: ты же шед возвещай Царствие Божие** Здесь слово мертвый в первом случае означает мертвых духовно, а во втором – мертвых телесно. Мертвым духовно называется тот человек, который относится к религии и закону холодно, подобно тому, как умерший человек нечувствителен ко всему. С другой стороны, человек неверующий называется мертвым потому, что его ожидает смерть духовная, т. е. погибель в аду. Таким образом слова И. Христа: **Предоставь мертвым погребать своих мертвецов** значат следующее: предоставь хоронить своих мертвецов тем, которые холодны к Моему учению и к Моему делу спасения людей, и которые сами мертвы по своим грехам [[new:ef:01:start|(Еф. гл. 1)]]; а ты, внявший Моему слову и делу, уверовавший в Меня, //иди//, по Матфею, //по Мне// [[new:mf:08:22|(Мф. 8:22)]]. Господь запретил указанному ученику идти хоронить отца, с одной стороны, для того, чтобы испытать его преданность Себе, так как любовь к Богу должна быть выше любви к человеку, хотя бы и к родителям; а с другой стороны, для того, чтобы родные не отвлекли его от Него. Господь провидел, что этот человек, отправившись домой, не расстанется со своими родными и знаемыми. **Благовествуй Царствие Божие** (чит. в объяснен. [[new:lk:04:43|Лк. 4:43]]). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие** См. Толкование на [[new:lk:09:57#lopuxin_ap|Лк. 9:57]] ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== Слова **предоставь мертвым погребать своих мертвецов** многими воспринимались как противоречащие нормам общечеловеческой нравственности. Они, во всяком случае, противоречили ветхозаветным нравственным нормам, согласно которым сын был обязан был похоронить отца ([[old:tov:04:03|Тов. 4:3]]; [[old:tov:06:15|6:15]]). Однако, во-первых, эти слова не обязательно понимать в том смысле, что отец просителя уже умер и его мертвое тело ожидало погребения: их можно понять как просьбу разрешить вернуться в дом, дождаться смерти отца и после того, как он будет похоронен, вернуться к Иисусу и стать Его учеником. Во-вторых, Иисус придает Своему высказыванию форму пословицы, в которой слово «**мертвецы**», скорее всего, имеет смысл: предоставь духовно мертвым погребать физически мертвых. Так понимают это место многие комментаторы. //**Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1.**// [<10>]