[<10>] ====== Толкования на Лк. 9:62 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия** Упоминание о рале дает разуметь, что притча заимствована от земледелия. Земледелец, **возложив руку свою на рало**, то есть, предприняв пахать свое поле, должен постоянно смотреть вперед, дабы вести рало, или соху, правильно и с надлежащим углублением, и таким образом приготовить землю к принятию и произращению семени и к принесению плода. Но если он будет оглядываться и смотреть назад: то не приметит, как рало пойдет, или без потребнаго для семени углубления, или без пользы не однократно по одной и той же борозде, или уклонится, и оставит часть земли невспаханною, и таким образом труд окажется безплодным. Что же значит сия притча в отношении к царствию Божию? Что значит **возложить руку на рало**? Что значит **зреть вспять**? Чтобы изъяснить сие несомненно по разуму Христову, надлежит принять в соображение случай, по которому изречена притча. На пути Христа Спасителя в Иерусалим подошел к Нему некий человек, и сказал Ему: //иду по Тебе, Господи: прежде же повели ми отвещатися, иже суть в дому моем// [[new:lk:09:61|(Лук. IX. 61)]]. Ответом на сие была притча, в которой словам: //иду по Тебе, Господи//, соответствуют иносказательныя слова: **возложь руку на рало**, а словам: //повели ми отвещатися, иже суть в дому моем//, слова: **зря вспять**: и наконец о людях, сею последнею чертою ознаменованных, уже без иносказания произносится суд: **никто же из таковых управлен есть в царствии Божии**. Итак под образом возлагающаго руку на рало представляется человек, который желает идти во след Христа, жить и поступать по вере в Него, по заповедям Его, по примеру Его, который предприемлет подвиг возделывать землю своего сердца учением Христовым, чтобы насеять ее добрыми помышлениями, святыми молитвенными желаниями, Божественными созерцаниями, дабы она могла приносить плоды добрых духовных дел, питательные для жизни вечной. Доселе сей человек на правом пути. Он направляется к царствию Божию. Но сей же человек может принять образ зрящаго вспять, когда пристрастно обращается к предметам земным, которые оставил-было позади себя, ради последования Христу, когда от желаний духовных возвращается к вожделениям плотским, от послушания вере к своемудрию и своеволию, от заповедей Божиих к обычаям суетнаго мира, от спасительнаго примера Христа и Святых Его к пагубным примерам людей чувственных и грехолюбивых; и таким образом, развлекая и расстроивая сам себя, лишает землю своего сердца правильнаго духовнаго возделывания, а следственно и спасительнаго плодоношения. Очевидно, это уже неправый путь, неверное направление к царствию Божию. Никто же из таковых людей управлен есть в царствии Божии. Теперь спрашивайте: от чего у некоторых людей, желающих быть управленными в царствие Божие, между сим желанием и исполнением оказывается слишком великое расстояние, или даже пропасть? – На основании слова Христова ответствуем: от того, что они, возложив руку на рало, зрят, более или менее, вспять, не стараются око душевное постоянно и преимущественно иметь обращенным на путь царствия Божия, к духовным предметам, обязанностям и подвигам, ко Христу и Его учению и примеру, но, взирая иногда к небу, гораздо чаще обращаются к миру, и засматриваются на его прелесть и суету; на духовное смотрят равнодушно, а на плотское и мирское пристрастно; вступают в подвиг для Бога, и обленяются, и предаются самоугождению. Что же надобно, чтобы наше направление к царствию Божию сделалось действительным, верным, упроченным? – Опять на основании слова Христова ответствуем: надобно, чтобы возложивший руку на рало не смотрел вспять, чтобы воззревший благочестивым желанием к Богу не пригвождал уже пристрастных взоров к тварям, чтобы вступивший в подвиг для своего спасения не изменял ему разленением и непостоянством. Если же поврежденная природа, не совсем побежденная недобрая привычка, соблазн, как бы невольно уклоняют мысль его к не богоугодному: он должен неукоснительно и крепко возтягнуть себя от худшаго к лучшему, угрожая себе судом Христовым, что зрящий вспять не будет управлен в царствие Божие. **//Беседа в день обретения мощей прп. Сергия. 1857 г.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== Вступив на путь добродетели и начав шествие, тем паче напряжем силы — простираться вперед; и никто да не обращается вспять, подобно жене Лотовой, особенно же внимая сказанному Господом: **никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии небесном**, Обратиться вспять не иное что значит, как сожалеть и думать снова о мирском. //**Поучения.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия** Если порицаешь обращение к худшему, то избегай обращения к худшему. Ибо сказано: **«Никто же обратившийся вспять управлен есть в Царствии Небесном»** [[new:lk:09:62|(Лк. 9:62)]]. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Прокопию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия** Взялся за дело, так не оглядывайся назад – иначе собьешься, пожалуй, с пути. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия** См. Толкование на [[new:lk:09:57#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 9:57]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия** **Никто, возложивший руку на плуг** и пр.: положить руку на плуг — присловие народное, означающее — предпринять какое-либо дело, дело не легкое столь же, сколь нелегко пахать. Чтобы хорошо вспахать и чтобы работа эта была успешна, пахарь зорко смотрит вперед, а не оглядывается постоянно назад, иначе работа его не будет успешна и хороша. Точно то же и в деле последования Христу: кто решившись на это, оглядывается назад, на мир и блага его, того они могут отвлечь от последования; таковой не всецело, не всем сердцем привязан к Христу, а потому и неблагонадежен для Царствия Божия, ибо может быть отвлечен от него (ср. [[new:mf:10:37|Мф. 10:37]] и парал.), а в таком случае он будет вдвойне несчастлив (ср. [[new:2pet:02:20|2 Пет. 2:20—22]]). //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Рече же к нему Иисус: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии** **Никто же возложь руку свою на рало** (на плуг) и пр. Выражение положить руку на плуг составляло у евреев народное присловие и означало предприятие какого-либо дела, столь же нелегкого, сколь нелегко пахать. Когда пашут, то, чтобы работа шла хорошо, смотрят не назад, а вперед. Точно так же и в деле последования Христу; кто из последователей Его оглядывается назад, т. е. на мир и его блага, такой не всем сердцем предан Ему, легко может быть отвлечен от Него миром и его благами, и такой, следовательно, неблагонадежен для царствия Божия (Мих.): //кто любит отца или мать, сына или дочь более, нежели Меня, тот недостоин Меня//, сказал Господь [[new:mf:10:37|(Мф. 10:37)]]. Епископ Феофан рассуждает при этом так: «Кто думает спасаться, а между тем оглядывается и на то, что должно бросить для спасения. тот не спасается, не идет, не направляется в царствие Божие. Надобно уже окончательно порешить со всем тем, что несовместно с делом спасения. Задумавшие спасаться и сами это видят, но расставанья с некоторыми привязанностями, – продолжает святитель, – все не предпринимают, да так и остаются с ними; примиряются с этим своим положением, и думается им, что это ничего.» «Человек принимает образ зрящего **вспять** (озирающегося назад), пишет Святит. Филарет, когда пристрастно обращается к предметам земным, которые оставил было позади себя, ради последования Христу, когда от желаний духовных возвращается к вожделениям плотским, от послушания вере к своемудрию и своеволию, от заповедей Божиих к обычаям суетного мира, от спасительного примера Христа и святых Его к пагубным примерам людей чувственных и грехолюбивых». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия** См. Толкование на [[new:lk:09:57#lopuxin_ap|Лк. 9:57]] [<10>]