[<10>] ====== Толкования на Лк. 10:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте** //Вопрос//. Почему Господь иногда запрещает носить с собою в дороге **«ни мешка, ни сумы»**, а иногда говорит: **«но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч»** [[new:lk:22:36|(Лук. 22, 36)]]? //Ответ//. Сие объясняет Cам Господь, говоря: //«должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен»// [[new:lk:22:37|(Лук.22 37)]]. Ибо тотчас по исполнении пророчества о ноже говорит Петру: //«все, взявшие меч, мечом погибнут»// [[new:mf:26:52|(Матф.26, 52)]]. Посему слова: «**но теперь, кто имеет мешок, тот возьми** (αρατω)», или: (αρει, ибо и так читается во многих списках), суть не повеление, а пророчество предрекающего Господа, что Апостолы, забыв Господни дары и закон, осмелятся взяться и за мечи. А что Писание часто повелительный образ речи употребляет вместо пророчественного, сие видно из многих мест, как например: //«да будут сынове его сири»// [[old:ps:108:09|(Псал.108, 9)]], и: //«диавол да станет одесную его»// [[old:ps:108:06|(Псал.108 6)]], и тому подобное. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: **Ни когоже на пути целуйте**, то есть без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтобы услышать от тебя полезное. //**Поучения.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== СТ. 4-9 **Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.** Поскольку Господь намерен послать учеников с проповедью Евангелия, то говорит им: не берите ни мешка, ни того, ни сего; ибо для вас достаточно быть заботливыми о слове. А если вы будете носить мешок, очевидно, вы будете им заняты, а о слове начнете нерадеть. Иначе: поскольку вас будут питать те, коих вы будете учить, то какая вам нужда в мешке или суме, или в сапогах? Ибо наставляемые вами удовлетворят всякой вашей нужде в них.// "И никого на дороге не приветствуйте"//. Так заповедует им для того, чтобы они не занимались людскими приветствиями и ласками и чрез то не полагали бы препятствия делу проповеди. Ибо, вероятно, получивший приветствие ответил бы и сам приветствием, а может быть, вступил бы в продолжительный разговор, как обыкновенно делают спутники, а потом, как бы уже подружившись, заговорился бы о чем-нибудь еще более, и таким образом апостол ниспал бы в обычные людские отношения, а о слове вознерадел бы. По указанной причине Господь и запрещает ученикам приветствовать кого-нибудь на дороге. - //"В какой, - //говорит//, - дом войдете, сперва говорите: мир дому сему"//, то есть приветствуйте находящихся в доме; потом показывая, что это не простое только приветствие, а вместе и благословение, говорит: если домохозяин будет достоин, то он будет благословен, а если он обидчик и неспособен к принятию мира, если он враг и противник вашего слова и учения, то благословение не придет к нему, но к вам возвратится. - Заповедует не переходить из дома в дом, чтобы апостолы не показались чревоугодниками, не подали бы многим повода к соблазну и не оскорбили бы тех, кои приняли их в начале. //"Ешьте, - //говорит//, - и пейте, что у них есть"//, то есть что предложат вам, и хотя бы то было мало и небогато, большего не требуйте. Пищу принимайте вместо награды, то есть не ищите того, чтобы вам получать пищу и плату особо, но самую пищу принимайте за награду. Смотри, как Он учеников Своих делает твердыми против бедности. Заповедует исцелять больных, находящихся в городах, для того, чтобы апостолы своими чудотворениями могли привлечь людей к проповеди. Ибо смотри, что говорит:// "и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие"//. Ибо если вы прежде исцелите, а потом станете учить, проповедь ваша будет благоуспешна, и люди уверуют, что до них достигло Царствие Божие. Ибо они не были бы исцелены, если б не совершила сего некоторая Божественная сила. Да и к больным тогда приблизилось Царство Божие, когда они по душе исцелены. Ибо оно далеко от больного, над которым еще царствует грех. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Не носите влагалища, ни пиры, ни сапог: и ни когоже на пути целуйте** **Не носите влагалища** (мешка) и пр. Эти слова Господь тоже говорил и 12-ти Апостолам [[new:lk:10:03|(Лк. 10:3)]]. В них Иисус Христос внушает Апостолам, чтобы, идя на проповедь, они не брали ничего с собою в запас. Господь указывает [[new:lk:10:07|(Лк. 10:7)]] и причину, почему не должно делать этого: //трудящийся достоин награды//, по Матфею [[new:mf:10:10|(Мф. 10:10)]] //пропитания//. – **Никого-же на пути целуйте** (не приветствуйте). Такое наставление дано было пророком Елисеем Гиезию, ученику и слуге его, когда он посылал его с жезлом своим воскресить отрока [[old:4ts:04:29|(4 Цар. 4:29)]]. Блаж. Феофилакт таким образом объясняет это наставление Христово: «так заповедует Господь Апостолам для того, чтобы они не занимались людскими приветствиями и ласками и чрез то не полагали бы препятствия делу проповеди. Ибо, вероятно, получивший приветствие ответил бы и сам приветствием, а быть может вступил бы и в продолжительный разговор, как обыкновенно делают спутники, особенно на востоке, а потом, как бы уже подружившись, заговорился бы о чем-нибудь еще более, а о слове вознерадел. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте** См. также Толкование на [[new:mf:10:10#lopuxin_ap|Мф. 10:10]]. //«Никого на дороге не приветствуйте».// Это замечание евангелиста Луки указывает не на поспешность, с которой 70 должны совершать свое дело и которой мешают длинные восточные приветствия (см. у еп. Михаила), а только на то, что предложение мира или спасения должно совершаться не на пути, кое-как, так сказать, мимоходом, а серьезно и внимательно, после того как двое апостолов взойдут в дом и там войдут в тесные отношения с хозяевами дома. ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **Никого на дороге не приветствуйте** Обычай приветствовать встречных путешественников до сего дня широко распространен на Ближнем Востоке. Отказ от этого обычая следует понимать в общем контексте призыва к целеустремленному миссионерскому странствованию. Не приветствовать никого на пути — значит не отвлекаться на посторонние предметы, не вступать в разговоры со случайными прохожими: все общение с людьми должно быть подчинено цели, ради которой Иисус посылает учеников в мир. Уместно вспомнить то, что пророк Елисей сказал своему слуге Гиезию, когда узнал о смерти сына вдовы в Сонаме: //Опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему// [[old:4ts:04:29|(4Цар. 4:29)]]. //**Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1.**// [<10>]