[<10>] ====== Толкования на Лк. 10:25 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 25-28 **И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.** Законник этот был человек хвастливый, очень высокомерный, как оказывается из нижеследующего, и сверх того коварный. Поэтому он приступает к Господу, искушая Его, вероятно, он думал, что уловит Господа в Его ответах. Но Господь указывает ему на тот самый Закон, коим он очень надмевался. - Смотри, с какой точностью Закон заповедует любить Господа. Человек есть совершеннейшее из всех творений. Хотя он имеет и нечто общее со всеми ими, но имеет и нечто преимущественное. Например, человек имеет общее с камнем, ибо он имеет волосы, ногти, кои бесчувственны, как камень. Имеет общее с растением, потому что он растет и питается, и рождает подобное себе, как и растение. Имеет общее с животными бессловесными, потому что имеет чувства, гневается и похотствует. Но, что возвышает человека над всеми прочими животными, он имеет общее и с Богом, именно: разумную душу. Поэтому Закон, желая показать, что человек всецело во всем должен предать себя Богу и все душевные силы пленить в любовь Божию, словами //"всем сердцем"// указал на силу более грубую и свойственную растениям, словами //"всею душою"// - на силу более тонкую и приличную существам, одаренным чувствами, словами //"всем разумением"// обозначил отличительную силу человека - разумную душу. Слова //"всею крепостию"// мы должны применить ко всему этому. Ибо мы должны подчинить любви Христовой и растительную силу души. Но как? - сильно, а не слабо: и чувственную, и ее сильно; наконец, и разумную, и ее также// "всею крепостию"//, так что мы всецело должны предать себя Богу и подчинить любви Божией нашу силу питательную, чувствующую и разумную. - //"И ближнего твоего, как самого себя".// Закон, по причине младенчества слушателей не могший еще преподать совершеннейшего учения, заповедует любить ближнего, как самого себя. Но Христос научил любить ближнего больше, чем и самого себя. Ибо Он говорит: //никто не может оказать больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих//[[new:in:15:13| (Ин. 15, 13)]]. - Итак, законнику говорит: //"правильно ты отвечал"//. Поскольку ты, - говорит, - подлежишь еще Закону, то ты правильно отвечаешь; ибо по Закону ты верно рассуждаешь. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И се, законник некий воста, искушая Его и глаголя: учителю, что сотворив, живот вечный наследую** **Законник** – то же, что книжник. О них чит. в объясн. [[new:lk:03:07|(Лк. 3:7)]]. **Искушая Его** (И. Хр.), т. е. желая своим вопросом поставить в затруднение или довести до того, не скажет ли Он чего-либо противного закону Моисееву, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Так не раз искушали И. Христа враги Его ([[new:mf:22:15|Мф. 22:15]] и дал.). «Какая противоположность, восклицает при этом еписк. Михаил, – эта радость учеников, собравшихся вокруг своего Учителя [[new:lk:10:17|(Лк. 10:17)]], это вдохновенное славословие и глубокое богословствование Господа [[new:lk:10:21|(Лк. 10:21-]][[new:lk:10:32|32)]], это ублажение возрадовавшихся учеников, одним словом – эта восторженная и задушевная беседа Учителя с учениками, и – это лукавое и темное намерение смутить эту радость святого общества лукавым вопросом, чтобы уловить на словах великого Учителя и обвинить Его в неправославном учении!» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную** При беседе Христа с 70 присутствовали и посторонние лица (стих 23). Среди таких лиц был один законник (см. [[new:mf:05:20|Мф.5:20,]] [[new:mf:22:35|22:35]]). Ему не понравилось, что Христос так много приписывает Себе значения (стих 24), и он встал, показывая, что хочет говорить: ранее он, очевидно, сидел в числе других слушателей Христа. Он хотел искусить Христа, побудить Его сказать что-либо прямо в осуждение Закона Моисеева и затем, конечно, выступить против Него с обвинением (Евфимий Зигавин). Ср. [[new:mf:22:35|Мф.22:35]] //«Что мне делать»// (см. [[new:mk:10:17|Мк.10:17)]]. [<10>]