[<10>] ====== Толкования на Лк. 10:40 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне** См. Толкование на [[new:lk:10:38#svt_ignatij_brjanchaninov|Лк. 10:38]] ===== Прп. Макарий Великий ===== Ст. 40-42 **Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее** А о том, что дело молитвы и слова, совершаемое надлежащим образом, предпочтительнее всякой добродетели и всякой заповеди, свидетельствует Сам Господь. Ибо когда Он пришел в дом Марфы и Марии и Марфа занялась служением, а Мария, сидя у ног Господа, питала душу спасительным учением, тогда Марфа, упрекая сестру за то, что она не помогает ей, сказала Господу: **«Господи! скажи сестре, чтобы она пришла помочь мне, потому что она одну меня оставила»**. А Господь, сочтя (внимание Марии) первым и главнейшим, ответил: **«Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть»**. Сказав так, Господь указал на дело наипервейшее, которое лучше дела добродетелей. Однако и дело служения Он не считал ничтожным. Ибо если бы Он считал его таковым, то почему принял на Себя служение Марфы и Сам совершил ее дело, умыв ноги ученикам? И, увещевая их, научал: //«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны... делать то, что Я сделал вам»// [[new:in:13:14|(Ин. 13, 14]]-15). Также (Он говорил): //«И кто хочет быть первым между вами, да будет служителем и рабом всем. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»// [[new:mk:10:43|(Мк. 10, 43]]-45). И еще: //«Так как вы сделали это одному из сих... то сделали Мне»// [[new:mf:25:40|(Мф. 25, 40)]]. Однако апостолы, как повествуется в «Деяниях», занятые делом телесного служения при трапезах, сочли лучшим для себя дело молитвы и слова. Ведь они сказали: //«Не праведно нам, оставив слово Божие, пещисъ о столах. Но, избрав мужей, исполненных Святого Духа, поставим их на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»// [[new:act:06:02|(Деян. 6, 2-4)]]. Видишь, как первое предпочитается второму, хотя и то, и другое суть побеги одного благого корня. Поэтому пусть молитва привлекает ваше усердие, ценится выше прочих заповедей и предпочитается им. Только бы все делалось по любви к Богу и определялось бы целью достичь, с помощью благодати (Божией), бесстрастной чистоты. //**Великое послание.**// ---- //Вопрос//: Что такое значит сказанное Марфою Господу о Марие: у меня много трудов, а она сидит при Тебе? //Ответ//: Что Мария должна была сказать Марфе, то предварительно сказал ей Господь, а именно, что Мария оставила все, села при ногах Господних, и весь день благословляет Бога. Видишь ли сидение //при ногу//, превосходящее любовь? Но чтобы яснее воссияло Божие слово, слушай еще. Если кто любит Иисуса и внемлет Ему, как должно, и не просто внемлет, но пребывает в любви; то и Бог хочет уже воздать чем-либо душе той за любовь сию, хотя человек не знает, что он приимет, или в какой мере Бог одарит душу. Ибо и Марии, возлюбившей Его и сидевшей при ногах Его, не просто дана награда, но от сущности Своей даровал Он некую сокровенную силу. Самые слова, какие Бог с миром изглаголал Марии, были дух и некая сила. Слова сии вошли в сердце, стали душею в душе, духом в духе, и Божественная сила наполнила сердце ее; потому что, где превитает оная сила, по необходимости делается она там пребывающею, как неотъемлемое стяжание. Посему и Господь, зная, что даровал ей, сказал: «//Мария благую часть избра//» [[new:lk:10:42|(ст. 42)]]. Но со временем и то, что делала Марфа из усердия услужить, привело ее к тому же дарованию; потому что и она прияла Божественную силу в душу свою. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 12.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне** См. Толкование на [[new:lk:10:38#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 10:38]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 40-42 **Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея** **Марфа молвяше о мнозе службе** (заботилась о большом угощении). Ей желалось угостить как можно лучше дорогого Гостя – И. Христа, Который, быть может, был вместе со Своими учениками, и потому требовалось приготовление большее и лучшее, чем для обыкновенной семейной трапезы (Мих.). **Не брежеши ли** (или Тебе нужды нет) и пр.? Или хлопот было так много, что требовалась помощь для Марфы со стороны сестры, или, быть может, она хотела поскорее окончить приготовление, чтобы вместе с Мариею также слушать учение Господне. Первое вероятнее, потому Марфа и обратилась к Господу с такими словами. «И только уверенность в любви Марии позволяла Марфе говорить так великому Учителю о своей сестре, без опасения оскорбить ее, замечает Евсевий, архиеписк. Могилевский. Без сомнения, и Мария позволила себе всецело предаться слушанию спасительной беседы Господа потому, что уверена была в любви Марфы». Иисус Христос замечает Марфе, что ее особенные хлопоты по угощению излишни и не приносят истинной пользы душе, для которой **одно только нужно** (едино есть на потребу), т. е. искание вечного спасения. Мария именно об этом и заботилась: слушая учение Христово о спасении, она не хотела принимать участие в деле приготовления угощения. Заботливость Марии о спасении Господь и называет **избранною ею, благою частью**, т. е. частию несравненно лучшею, чем избранная Марфою, забота об угощении: так как эта последняя забота относится только ко временной жизни, доставляете удовлетворение, утешение и пользу телу; а забота о спасении относится к духовной, вечной жизни, – поэтому никогда **не отнимется у ней**, т. е. постоянно останется с нею. (Слич. [[new:mf:06:33|Мф.6:33,]] [[new:mf:16:28|16:28;]] [[new:1tim:04:08|1 Тим. 4:8]]). «Так Господь, пользуясь всякими житейскими случаями, высказываете высочайшие истины Своего учения!» замечает епископ Михаил. «Велико благо и от гостеприимства, какое показала Марфа, и не нужно пренебрегать им, рассуждает блаж. Феофилакт. Но еще большее благо внимать духовным беседам. Гостеприимство дотоле похвально, доколе не отвлекает и не отводит от того, что более нужно. Когда же оно начнет препятствовать нам в важнейших предметах, тогда должно предпочесть ему слушание о предметах божественных». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне** Марфе, которая усиленно хлопотала о приготовлении угощения для Христа и Его апостолов, которые, вероятно, были с Ним, не понравилось, что Мария только слушает спокойно речи Христа, оставляя ее без помощи в хозяйственных хлопотах, и она обратилась ко Христу с просьбой – сказать Марии, чтобы та помогла ей. [<10>]