[<10>] ====== Толкования на Лк. 11:2 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе** См. Толкование на [[new:mf:06:09#svt_ignatij_brjanchaninov|Мф. 6:9-10]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе** См. Толкование на [[new:mf:06:09#prp_maksim_ispovednik|Мф. 6:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе** См. Толкование на [[new:lk:11:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 11:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Рече же им: егда молитеся, глаголите: Отче наш, иже на небесех, да святится имя Твое: да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли** **Егда** (когда) **молитеся, глаголите** (говорите). Предлагая Свою особую молитву, несомненно, Господь не требует, чтобы мы молились только словами этой молитвы и не употребляли других молитв. В молитве Господней содержится только сущность христианской молитвы. Посему, по образцу этой молитвы в христианской церкви составлено и употребляется много других молитв. **Отче** (Отец) **наш**. Бог есть Отец всех людей вообще, как их Творец, Промыслитель и Хранитель, и кроме того Он есть преимущественно Отец всех христиан – по особенному благодатному усыновлению Ему всех их чрез Христа Спасителя [[new:in:01:12|(Ин. 1:12;]] [[new:rim:08:14|Рим. 8:14-]][[new:rim:08:17|17)]]. «Называя Бога Отцом, пишет блаж. Августин, мы и любовь свою к Нему свидетельствуем, и уверенность в получении просимого изъявляем: ибо что для детей сладостнее имени отца, и откажет ли в каком прошении сынам Своим Бог?» Не говорится мой, а **наш**, как равно далее читаем в молитве, хотя молился бы кто и один, **даждь нам, не введи нас**, потому, что по христианской любви друг к другу мы должны молиться не только за самих себя, но и за всех других. (Злат, и Феоф.) **Иже еси** (Сущий) **на небесех**. Бог находится везде, но на небесах есть место особенного Его присутствия. Там – престол Его, где окружают и воспевают Его Ангелы ([[old:is:66:01|Ис.66:1;]] [[old:ps:002:04|Пс. 2:4]] и др.). Оттуда нисходит Дух Святый, как напр., сошел на Христа Спасителя при крещении [[new:mf:03:start|(Мф гл. 3,]] [[new:mf:16:17|16:17)]] и на Апостолов [[new:act:02:03|(Деян. 2:3-]][[new:act:02:04|4)]]. Оттуда был глас Божий при крещении И. Христа и в других случаях. [[new:mf:03:17|(Мф. 3:17;]] [[new:in:12:28|Ин. 12:28)]]. Слова **Иже еси на небесех** внушают молящемуся во время молитвы отлагать все земное и возносить ум свой и сердце на небо к Богу (Злат, и Феоф). **Да святится** (славится) **Имя Твое**, так как оно может и бесславится богохулением и тяжкими пороками и грехами людей. **Имя Твое**, т.е. все, что имя Божие выражает собою: и Божие существо, и Его совершенства и свойства, напр., Его всемогущество, премудрость, благость. **Святится**, – славится всеми, но особенно верующими, славится в их словах и делах во все времена, во всей вселенной. (Злат, и Феоф.) Так славили имя Божие святые, живя на земле. Прошение: **Да святится имя Твое. Отец Наш небесный** можно выразить так: «Господи, помоги нам призывать Святое Имя Твое всегда со страхом, не произносить Его всуе, не хулить Его своею порочною жизнию, а прославлять и в делах и в словах своих». Царствие Твое, т.е. царство Христово. Произнося слова: **Да приидет царствие Твое**, христиане молятся: 1) чтобы царство Христово, т. е. христианская вера распространялась и утверждалась во вселенной, – чтобы неверные принимали христианскую веру; 2) чтобы Сам Христос царствовал в душах Своих последователей, т. е. направлял ко благу их жизнь и дела, а не царствовал бы в них грех [[new:rim:06:12|(Рим. 6:12)]]; и 3) чтобы после сей временной жизни принял их в Свое небесное царство: (Мат. 25:34. Мих.) **Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли** (и на земле, как на небе). Христианин должен всецело покориться воле Божией, подобно тому, как всецело подчиняются ей и исполняют ее на небесах Ангелы и Святые; покориться, потому что наша человеческая воля часто бывает несогласна с волею Божиею, и потому, что часто мы желаем себе, собственной душе своей, вредного. Пример послушания воле Божией – Сам Христос Спаситель, свв. Авраам, и Иов и все святые угодники Божии. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе** В ответ на просьбу ученика, который, очевидно, говорил от лица всех других учеников, Господь научает их молитве //«Отче наш»//. Таким образом, молитва Господня, очевидно, была дана ученикам в ответ на их просьбу, и евангелист Матфей, очевидно, поместил ее в Нагорной беседе только потому, что начал излагать учение Христа о том, как вообще нужно молиться [[new:mf:06:09|(Мф.6:9)]]. В новейших изданиях (например, у Тишендорфа) молитва Господня по Евангелию Луки имеет более сокращенный вид, чем у евангелиста Матфея. Так, во 2-м стихе пропущены слова: //«наш, иже на небесех//» и //«да будет воля Твоя яко на небеси и на земли».// Некоторые (например, И. Вейс) приписывают очень большое значение этому различию, говоря, что вообще Церковь не сохранила в подлинном виде слов Христа: Но нам кажется, что эти обвинения напрасны и несправедливы. Во-первых, еще нужно доказать, что действительно оба евангелиста не сходятся друг с другом в передаче молитвы Господней. Ведь принятый в Восточной Церкви текст этой молитвы, как его приводит евангелист Лука, имеет также для себя основания в некоторых древних кодексах (см. прим. Тишендорфа к 11-й главе Луки, с. 561), и очень возможно, что в тех кодексах Евангелия от Луки, где молитва Господня приведена в сокращенном виде, предложено чтение, какое существовало только в тех церквах, где были написаны эти кодексы. На самом же деле молитва Господня сначала одинаково записана была в Евангелиях и Матфея и Луки. А затем, во-вторых, возможно и такое предположение, – если принять за факт, что у Луки молитва Господня имеет только пять прошений, – что евангелист Матфей дал в своем Евангелии формулу молитвы, а евангелист Лука только очертил ее содержание в более кратком виде, так как в самом деле, например, выражение: «да будет воля Твоя», по существу, сходно с предшествующим прошением: «да приидет Царствие Твое». Словом, вопрос о том, какой первоначально вид имела молитва Господня в Евангелии Луки, не может еще считаться окончательно решенным. Нельзя, в самом деле, игнорировать свидетельства Синайского кодекса, который имеет у себя прошение «да будет воля Твоя как на небе, так и на земле:». Объяснение молитвы Господней см. в комментариях к[[new:mf:06:09| Мф.6:9–13]]. [<10>]