[<10>] ====== Толкования на Лк. 11:4 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого** См. Толкование на [[new:mf:06:12#svt_ignatij_brjanchaninov|Мф. 6:12-13]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого** См. Толкование на [[new:mf:06:12#prp_maksim_ispovednik|Мф. 6:12]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого** См. Толкование на [[new:lk:11:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 11:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и остави нам грехи нашя, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго** **Грехи**, у еванг. Матфея, //долги, наша// [[new:mf:06:12|(Мф. 6:12)]]. Грехи наши называются долгами потому, что мы не должны бы грешить, но грешим, и чрез это становимся ответственными или должниками пред Богом, и должниками неоплатными, т. е. мы сами по себе не можем искупить своих грехов, только один Бог может простить их нам, подобно тому, как заимодавец прощает долг своему должнику. **Ибо и мы** сами, у еванг. Матфея, //как и мы, прощаем// (оставляем). Эти слова Господь присоединил к прошению о прощении грехов, чтобы показать, что без прощения других мы не можем получить от Бога прощения собственных грехов (чит. [[new:mf:06:14|Мф. 6:14]] и [[new:mf:06:15|15]]) и еще высказал причту о немилосердом должнике [[new:mf:18:23|(Мф. 18:23-]][[new:mf:18:35|35)]]. «Господь мог бы и без твоего дела простить тебе все грехи, пишет св. Златоуст; но Он хочет и в этом благодетельствовать тебе, во всем доставляет тебе случай к кротости и человеколюбию, гонит от тебя зверство, погашает в тебе гнев и всячески хочет соединить тебя с Своими членами. Должники наши, это – люди, которые согрешили чем-либо против нас, напр., обидели нас. Они не должны были делать это, но сделали, и таким образом стали должниками пред нами. Искушение, это – склонение одним другого к чему-либо безнравственному, или случай ко греху. Бог не искушает никого, т.е. не склоняет никого ко греху [[new:iak:01:13|(Иак. 1:13)]], но Он попускает человеку искушения, потому и говорится иногда, что Он посылает искушение или искушает. Собственно же искушения наши происходят: 1) от мира с его прелестями и соблазнами, 2) от диавола с его искуплениями и 3) от нашей плоти с ея страстями и похотями. Таким образом, прося Бога не вводить нас во искушение, мы просим, чтобы Он не посылал, а, если можно, удалял бы от нас искушения, потому что мы слабы для борьбы с ними; если же, по воле Божией, необходимо нам перенести какое- либо искушение, то подал бы нам силы для победы над искушением; (Злат, и Феоф.). Так перенес искушение от диавола Сам Господь наш И. Христос, Иов во время своих страданий, Иосиф пред женою Пентефрия. **От лукавого**. Лукавый значит злой. **Избавь от лукавого**, т.е. избавь от зла духовного, – грехопадения, и телесного, как то: беды, болезни и т. п. А так как виновник всех и всяких зол есть диавол, то избавь и от диавола, именно от его злых действий и козней по отношении к нам (Злат, и Феоф.). «Диавол называется лукавым, пишет св. Киприан, потому что, ничем от нас не обиженный, ведет против нас непримиримую брань». У еванг. Матфея прибавлено к молитве славословие: //Яко// (ибо) //Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Твое царство//, – владычество Твое, Господи, во вселенной и в особенности в благодатном Твоем царстве, т. е. в христианской Церкви. //И сила//, – могущество, власть исполнить и не исполнить просимое. //И слава//, – в исполнении просимого не наша слава, но Твоя, сияющая во всем мире видимом и невидимом. В словах: //яко Твое есть царство// и пр. выражается то, почему мы должны просить Господа: потому, что Он владычествует над всем, силен исполнить все просимое, и в исполнении – Его слава. С другой стороны, в них воздаем мы славу Богу. //Аминь// – еврейское слово и значит: так, действительно, истинно, да будет. Оно употреблялось у евреев в синагогах и в домах – его произносил народ или члены семейства после произнесения известных молитв. Слово //аминь// показывает, что молитва произносится с верою в получение просимого. [[new:iak:01:06|(Иак. 1:6)]] О молитве Господней должно сказать, что в ней совмещено все, о чем человеку нужно и должно молиться. (Св. Кипр, и Тертул.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого** //«Грехи»// – более определенное выражение, чем «долги», употребленное у Матфея. «//Ибо//» – у Матфея: «//как//». Смысл, в общем, одинаков здесь и там. //«Но избавь нас от лукавого»//. Это прошение также опускается в новейших изданиях Евангелия от Луки. По поводу него можно сказать то же, что сказано выше по поводу опущений, предполагаемых во 2-м стихе. Славословие опущено в Евангелии Луки и по нашему тексту. [<10>]