[<10>] ====== Толкования на Лк. 12:4 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 4-7 **Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц** После того как Господь обличил лицемерие фарисеев, отвратил от него учеников Своих и между тем снова поразил фарисеев словами: //"что вы сказали в темноте, то услышится во свете"//, теперь обращается к друзьям Своим с речью о более совершенном. Исторгнув уже терны, сеет доброе семя. - //"Говорю же вам, друзьям Моим".// То, что прежде говорилось, относилось не к ним, но к фарисеям. Итак, Я говорю вам, друзьям Моим. Ибо слово сие идет не ко всем, но к тем, которые всей душой возлюбили Его и могут сказать: //"Кто отлучит нас от любви Божией?"// [[new:rim:08:35|(Рим. 8, 35)]]. Таковым прилично это убеждение. - Не бойтесь, - говорит, - убивающих тело и ничем более не могущих вредить. Ибо вред от тех, кои вредят телу, состоит не во многом. Тело потерпит свойственное ему и в том случае, если они не будут вредить. Но должно бояться того, кто наказывает не только тело, но и душу, существо безсмертное подвергает безконечным мучениям, и притом в огне. Таким образом Христос обучает друзей Своих мужеству духовному, делает их свидетелями и отгоняет от них страх человеческий. Люди, - говорит, - простирают злобу свою только на тело тленное, и конец их козней против нас - смерть плотская. Но когда Бог казнит, тогда не останавливается на одной только плоти, но и самая душа несчастная подвергается мучениям. Примечай отсюда, что смерть приводит грешников к казни: они и здесь наказываются, будучи убиваемы, и там ввергаются в геенну. - Разбирая это изречение, уразумеешь и нечто другое. Смотри, Господь не сказал: бойтесь того, "//кто//" по убиении "//ввергает//" в геенну, но: //"кто может"// ввергнуть. Ибо умирающие грешники не непременно ввергаются в геенну, но во власти Божией состоит то, чтобы и прощать, например, ради тех приношений и подаяний, которые бывают по умершим и которые приносят немалую пользу даже тем, кои умирают в тяжких грехах. Итак, Бог не безусловно по убиении ввергает в геенну, но имеет власть ввергнуть. Будем же и мы непрестанно прилежать к милостыням и молитвам и умилостивлять ими Того, Кто имеет власть ввергнуть, но не пользуется этой властью непременно, а может и прощать. - Многие, - говорят, - думают, что умирающие за истину оставляются Богом; но вы не думайте так. Вы будете умирать не потому, будто бы Мной будете оставлены. Ибо если не забыт у Бога ни один из воробьев, которые продаются дешево, тем более не должна быть забыта ваша смерть, други Мои, как будто бы Я не пекусь о вас. Напротив, Я имею такое попечение о вас, что до тонкости знаю все ваше; например, у Меня сочтены и волосы ваши. Итак, если Я попущу вам впасть в искушение; то, без сомнения, дам и силу к перенесению [[new:1kor:10:13|(1 Кор. 10, 13)]]. А часто, когда увижу кого слабым, Я и не попущу ему впасть в искушение. Ибо, будучи попечителен и зная все, - и имея на счету самые мелочные вещи, Я устрою каждому приличное и полезное. Если наблюдаешь, то найдешь, что в Писании считается все мужское, достигшее в меру возраста и вообще достойное божественного счисления [[old:ish:18:21|(Ис. 18, 21]]; [[old:chis:26:start|Чис. 26)]]. - Под "//головою//" должно разуметь христоугодную жизнь каждого из верующих, а под "//волосами//" ее частнейшие деяния, коими умерщвляется тело, кои у Бога исчисляются и принимаются в рассуждение. Ибо таковые ваши дела удостаиваются воззрения Божия. Под "//пятью//" воробьями некоторые разумеют пять чувств, которые, будучи искупаемы двумя ассариями, то есть ценой Ветхого и Нового Заветов, не забыты у Бога. Ибо кто свои чувства умеряет и подчиняет разуму, так что они бывают небесполезны для духовного питания, тот не забыт у Бога. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 4-5 **глаголю же вам другом Своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити: сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, Того убойтеся** Эти и дальнейшие слова имеются и в Евангелии Матфея ([[new:mf:10:28|Мф.10:28]] и дал.). Христос говорит их Апостолам для воодушевления их к делу проповеди. Он говорит, чтобы Апостолы не боялись тех людей, которые захотели бы убить их за проповедь. Если и убьют, то лишат жизни только тело, а погубить души они не могут. Если же вообще кого должны бояться, то это – тех, которые могут погубить и душу вместе с телом, в дебри огненной или геенне; т.е. могут подвергнуть ее осуждению на мучения в аду – бояться: Самого Бога, Который послал их на служение и потребует отчета в порученном им деле, и имеет власть наказать не только на земле, но и за гробом. Геенною называлась у евреев долина Енномова. Это сначала была прекрасная долина подле Иерусалима, к северо-востоку. Когда евреи при своих нечестивых царях сильно предавались идолопоклонству, то в этой долине, они совершали служение идолу Молоху. Молох был медный истукан с телячьей головой, в царской короне. Руки его были протянуты так, как бы готовы принять кого-нибудь. Молоху приносили в жертву детей, зажигали внутри идола огонь, и, когда он раскалялся, бросали ему на протянутые руки несчастных детей, где они тотчас же сожигались. А чтобы заглушить плач детей, обыкновенно поднимали сильный крик и шум и играли на разных инструментах. После Вавилонского плена, когда иудеи получили отвращение от идолопоклонства, у них явилось отвращение и к этому месту. Оно было запущено; туда начали свозить все нечистоты из города; тут же совершались тогда и смертные казни над преступниками. Воздух на этом месте постоянно был заражен, и для очищения его здесь постоянно горел огонь. Таким образом место долины сделалось страшным и отвратительным, прозвано долиною огненною, и потому стало служить образом мучений грешников. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-7 **Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц** (См. [[new:mf:10:28|Мф.10:28–31]]). До сих пор Господь говорил о лицемерах, теперь же обращается к друзьям Своим. От них Он ждет не лицемерной преданности, а открытого и честного, безбоязненного служения. **//Толковая Библия.//** [<10>]