[<10>] ====== Толкования на Лк. 12:8 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 8-12 **Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.** Теперь предлагает награду за исповедание веры. Так как Он сказал: //"не бойтесь убивающих тело"// и прибавил, что и волосы ваши сочтены, то чтобы кто-нибудь не сказал: дай же мне и награду какую-нибудь, ибо что мне будет из того, что Ты счел мои волосы. - Он говорит (таковому): ты желаешь и награды? Слушай. Кто исповедает (веру) во Мне, тот Мной будет признан пред Богом. Сказал: исповедает //"во Мне"//, то есть при Моем содействии и Моей силой, и Я исповедую его //"в нем"//, то есть при его содействии. Ибо как мы предварительно нуждаемся в Боге, так как без Него не можем ничего сделать [[new:in:15:05|(Ин. 15, 5)]], так и Бог нуждается в нас. Ибо если Он не найдет в нас дел достойных, Он и не принимает нас; а иначе Он был бы лицеприятен. Итак, мы исповедуем в "//Нем//", то есть при Его содействии, а Он //"в нас"//, то есть при нашем содействии. Ибо если мы не дадим Ему повода, Он и не будет свидетельствовать за нас. А отвергающийся отвергается не силой Божией, почему Он и не присовокупил: "//Мною//", но сказал: кто отвергается "//Меня//". - Так как всякий святой пребывает во Христе, а Христос в нем [[new:in:15:05|(Ин. 15,5)]], то, может быть, и не поэтому ли сказал так: кто (Меня) исповедует// "во Мне",// то есть пребывая, того исповедую и Я, в нем пребывая. - //"И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет"//. Это значит: кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого сына человеческого, едящего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли, или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а поэтому грех не вменяется ему. Ибо естественно он мог подумать, что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Поэтому того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком. - //"А кто скажет хулу на Святаго Духа тому не простится"//. Слова эти имеют такое значение. Кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит действия Святого Духа, приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а поэтому он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех. - //"Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям"// и прочее. Слабость наша двоякого рода: мы убегаем от исповедания веры или по страху наказаний, или по простоте и неспособности дать ответ в нашей вере. Страх наказаний Господь уврачевал словами: //"не бойтесь убивающих тело"//. Теперь Он врачует страх, происходящий от простоты. Поскольку немного мудрых по плоти [[new:1kor:01:26|(1 Кор. 1, 26)]] уверовало, а большая часть простых, то Он говорит: не бойся, необразованный и простец, и не заботься, как или что отвечать при допросе от властителя или что говорить при другом случае, - у тебя будет иной образ речи. //"Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить"//. Поэтому какая нужда заботиться, если ты в тот час научен будешь Духом Святым? Итак, с той и другой стороны укрепляет нас на подвиг исповедания, врачуя страх как телесной немощи, так и страх простоты и неведения. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 8-9 **Глаголю же вам: всяк, иже аще исповесть Мя пред человеки, и Сын Человеческий исповесть его пред Ангелы Божиими: а отвергийся мене пред человеки отвержен будет пред Ангелы Божиими** Это изречение есть и в Евангелии Матфея ([[new:mf:10:32|Мф. 10:32]] и др.). **Исповедает** что вообще значит объявить пред другими, во всеуслышание, то, что думаешь или чему веришь [[new:rim:10:09|(Рим. 10:9)]]. Исповедать Христа значит не только веровать в Него внутренно, в душе, но и словом и делом показывать эту свою веру в Него, напр., своими беседами о Нем, преданностию Его Церкви и своим поведением. Подобным образом исповедывали Христа в первые времена христианства так называемые исповедники, которые и пострадали за веру в Него, но не до смерти, и мученики, которые положили самую жизнь за Христа. **И Сын Человеческий**, т.е. Он, Христос (чит. в объясн. [[new:lk:05:24|Лк. 5:24]]) **исповесть** (исповедает) его, т.е. признает и объявит Своим верным последователем, достойным райской награды за веру и исповедание. **Пред Ангелы** Божии, у Матфея, //пред Отцем Моим Небесным//. Мысль одна и таже, т.е. это будет в то время, когда Господь придет для суда над всем родом человеческим [[new:mf:25:31|(Мф.25:31-]][[new:mf:25:40|40)]]. Бог Отец в Священ. Писании представляется окруженным всегда Ангелами, как ближайшими Его служителями ([[old:is:06:03|Ис. 6:3;]] [[new:otkr:04:02|Откр. 4:2]] и дал.). Там же говорится, что Господь придет и на всемирный суд, окруженный Ангелами [[new:mf:25:31|(Мф. 25:31)]]. **А отвергийся Мене** (кто отвержется Меня) **пред человеки**. Отрекаться от Христа – значит не веровать в Него, как Спасителя, отвергать Его учение. Так иногда случалось во времена гонений на христиан. Но можно отрекаться Христа и не прямо, напр, своим нехристианским поведением, небрежностью в исполнении христианских обязанностей, уклонением от церкви в ереси, т.е. в разные религиозные лжеучения и заблуждения и раскол, и, наконец, нерадением о своем спасении, коснением в грехах, неисполнением христианских обязанностей, напр., поста, молитвы, из-за боязни насмешек со стороны других, и т. п. Отвержен будет, т.е. не будет признан от Христа Его учеником и принят в Его блаженное царство, а будет осужден на мучение в аду [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими** (См.[[new:mf:10:32| Мф.10:32–33]]). Господь здесь убеждает учеников к твердому исповеданию своей веры и указывает на ожидающую их за это награду. //«Пред Ангелами Божиими».// Евангелист Лука говорит об «//Ангелах//» как о слугах, окружающих престол Небесного Царя. Евангелист Матфей – прямо об Отце Небесном, пред Коим Христос признает Своими верных Его исповедников. [<10>]