[<10>] ====== Толкования на Лк. 12:15 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения** См. Толкование на [[new:lk:12:13#svt_ignatij_brjanchaninov|Лк. 12:13]] ; [[new:lk:12:14#svt_ignatij_brjanchaninov|Лк. 12:14]] ===== Свт. Иустин (Полянский) ===== **При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения** О нестяжательности. Сия заповедь пояснена Господом притчею о богатом человеке, у которого был хороший урожай, и он располагался на лета многие жить в свое удовольствие: пить, есть, веселиться по вся дни светло; но в заботах своих о собрании богатого урожая и хранении его внезапно умер, и справедливо назван от Господа безумным. **//Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения** Не в богатстве состоит жизнь наша: не тот живет, кто богат, а тот, кто пользуется малым с благодарностию Богу. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения** См. Толкование на [[new:lk:12:13#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 12:13]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Рече же к ним: блюдите и хранитеся от лихоимства: яко не от избытка кому живот его есть от имения его** Просьба человека о разделе имения представила Иисусу Христу благоприятный случай извлечь отсюда нравоучение для Своих слушателей, и Он так и поступает. Лихоимство или //любостяжание//, это – страсть к приобретению имений, богатства для наслаждения благами мира, любовь к богатству. Эта страсть прямо запрещается 8-ю и 10-ю заповедями закона Божия [[old:ish:20:15|(Исх.20:15-]][[old:ish:20:17|17)]]. Она весьма вредна в нравственном отношении, ведет к забвению Бога и ближнего. И Господь не раз поучал, как богатство опасно в деле спасения ([[new:mf:19:21|Мф. 19:21;]] [[new:mk:10:21|Мк. 10:21]] и др.). Поэтому Он и теперь внушает беречься любостяжания. Господь указывает при этом и одну из причин, хотя и не духовных, по которой должно делать это. Он говорит: жизнь человека не зависит от изобилия имения его (не от избытка кому живот есть от имения его), т.е. богатство не может продлить нашу жизнь, – это вполне зависит от воли Божией (чит. ниже [[new:lk:12:20|Лк. 12:20]]). С другой стороны, так как слово жизнь употребляется и в смысле благоденствия, счастия, то сказанные слова Христовы могут иметь и следующий смысл: благоденствие или счастие человека не зависит от богатства; и богатые могут быть несчастливы и не обладающие богатством наслаждаются счастием в жизни. «Все корыстолюбцы, пишет один из духов. писателей (Берсье), сходятся в одном общем стремлении – видеть жизнь свою в своем имуществе. Но истинная жизнь заключается не в этом. Истинная жизнь прежде всего в душе, а не в обладаемых благах. Дайте невежде богатейшую библиотеку в мире, посадите больного за самый роскошный обед, окружите истощенное, высохшее, пресыщенное сердце самыми чистыми наслаждениями чувства, и вы получите осязательнейшее доказательство, что жизнь заключается не в обладаемых благах». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения** Господь указывает на то, что побуждением к высказанной «//человеком//» просьбе было любостяжание – жадность, и при этом убеждает бояться этого чувства. //«Ибо жизнь»//. Какая жизнь? Обыкновенная физическая жизнь или жизнь вечная? Из 20-го стиха видно, что здесь может подразумеваться только первая – простое существование, продолжительность которого не зависит от того, сколько кто сумел накопить себе богатства: Бог неожиданно полагает конец жизни человека богатого и продолжает жизнь бедняка. [<10>]