[<10>] ====== Толкования на Лк. 12:20 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил** См. Толкование на [[new:lk:12:18#svt_vasilij_velikij|Лк. 12:18]] ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 20-21 **Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет** Любостяжателю, который, несмотря на то, что земля принесла обильный плод, не давал ничего не имущим, но расширял склады, что говорит Господь в Евангелиях? – **«Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут»**? А дабы кто не подумал, что этот приговор относился к какому-нибудь определенному лицу (жившему в то время), Он прибавляет: **«Тако собираяй себе, а не в Бога богатея»**. И хотя оный богач богател не на основании неправд, – ибо в чем была его вина, что земля принесла хороший урожай? – но все же, поелику он злоупотреблял вещами, обильно данными от Бога, и не в Бога богател тем, что давал бы нуждающимся участие в них, то посему он стал достоин смерти, ничем не использовав богатство. **//Омилия 39, произнесенная на молебном пении.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 20-21 **Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет** Когда с услаждением так мечтал богач о предстоящей ему греховной жизни, внезапно изречен против него приговор Божий. **Рече ему Бог: Безумне! в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал ecu, кому будут?** В то время как такой человек достигнет конца своих желаний, как устроит свое положение наилучшим образом, посылается Богом смерть или попускается какая-нибудь превратность, — и самое прочное земное благосостояние рушится. Это выразил и Господь словами, которыми Он заключил притчу: **Тако собираяй себе, а не в Бога богатея**. Таков плод сребролюбия, лихоимства и вообще усиленного стремления к приобретению имущества, стремления, совершающегося под исключительным направлением самолюбия. Господь назвал самолюбивого богача **безумным**, потому что этот богач, ослепляемый самолюбием, действуя в самообольщении как бы единственно в свою пользу, действовал по самой вещи против себя, низводя себя с высокого достоинства человека, сотворенного для вечности, долженствующего действовать на земле для неба, долженствующего всегда предоставлять господство душе над телом. **Богатеть в Бога** значит проводить жизнь богоугодную. Земная деятельность, направленная по евангельским заповедям, доставляет душе нетленное богатство: познание Бога и себя, веру, смиренномудрие, любовь к Богу и ближним. Такая деятельность правильно распоряжается земным достоянием как даром Божиим и правильным распоряжением претворяет тленное имущество в нетленное, переносит сокровища свои с земли на небо. Перенося милостынею тленное имущество свое на небо, христианин неприметным образом перенесет на небо сердце свое, как сам Господь засвидетельствовал: //Идеже сокровище ваше, ту и сердце ваше будет// [[new:lk:12:34|(Лк. 12.34)]]. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил** Пред лицем смерти все мирские блага теряют свою цену. Зачем мне здоровье, если рано или поздно я совсем лишусь его? К чему богатство: ведь его я не возьму с собою в могилу. Слава людская не освободит тела моего от разложения. Какой же смысл всех этих так неустойчивых и временных благ? – Тот, чтобы ими пользоваться на пользу ближних во славу Божию... Все, что сделал доброго им, людям здесь, на земле, – не погибнет, а пойдет с нами в жизнь вечную [[new:otkr:14:13|(Откр. 14:13)]]: это то радостное, светлое настроение исполненного долга во имя христианской любви, которое будет с нами в жизни вечной. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил** Люди богатые, любостяжательные, равно как подверженные другим страстям, слепы умом своим, тогда как, напротив, люди благочестивые имеют на все взгляд светлый, дальновидный. В самом деле, богач собирает сокровища, вовсе не думая, что ему, может быть, придется скоро умереть; он как бы почитает себя владыкою своей жизни, простирая ее на многая лета: //душа! много добра лежит у тебя на многие годы//. Он забывает Бога, Начальника своей жизни и своего имения. Безумный! Как ты смеешь распоряжаться своею жизнию? **В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?** **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил** См. Толкование на [[new:lk:12:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 12:16]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Рече же ему Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут** См. Толкование на [[new:lk:12:17# prot_ioann_buxarev|Лк. 12:17]] ===== Лопухин А.П. ===== **Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил** См. Толкование на [[new:lk:12:16#lopuxin_ap|Лк. 12:16]] ===== Митр. Афанасий (Николау) ===== «//Вместо того чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло//» ([[new:iak:04:15|Иак. 4:15]]-16). Эта надменность подобна безумству. Евангелие называет безумными двух людей. «**Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”**» [[old:ps:052:02|(Пс. 52:2)]], – говорит Свящ. Писание. Тот, кто не верит в Бога, является безумцем. Второй безумец – это богатый человек, который сказал: «//Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись//. **Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?**» Оба человека болеют одной и той же болезнью – атеизмом. Вместо того чтобы верить в Бога, они верят в другое: в мамону, богатство, силу, здоровье и т. д. Бог назвал этого человека безумцем, потому что он не хотел быть рядом с Ним, и не надо быть христианином и читать труды св. отцов и Евангелие, чтобы это понять. Это вопрос здравого смысла. Спроси, кого хочешь, чей ум работает правильно: знаешь, что произойдет завтра? Каждый день происходит так много смертельных случаев. Я читал, сколько людей умирает каждую секунду, время нас растлевает, каждая минута, которая проходит, отбирает часть нашей жизни. Таким образом, вопрос здравого смысла, чтобы это понять и сделать больше духовных вещей, является вопросом благодати. Однако чтобы понять то, о чем мы сейчас говорим, необходима логика. Почему Бог называет безумным, сумасшедшим человека, который не понимает, что нельзя вести себя таким образом? Почему ты поступаешь таким образом, бессмертный ли ты? И исправишь ли весь мир, говоришь и думаешь, что покоришь мир? И куда ты пойдешь? С этой точки зрения смерть действительно является благодеянием, которое прерывает именно эту надменность, это самохвальство человека, чтобы зло не стало бессмертным. Смерть вошла в нашу жизнь, чтобы зло не стало бессмертным, и так прерывается это безумие человека. //**Никто с комфортом не вошел в Царствие Божие.**// [<10>]