[<10>] ====== Толкования на Лк. 12:49 ====== ===== Свт. Феолипт Филадельфийский ===== **Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся** Как я думаю, **«огнем»** Он здесь называет любовь, которую погасил диавол и которую Христос вновь зажег Своим святым житием и священными заповедями. Любовь есть знак и признак Христа. Он говорит: //«По тому узнают все, что Вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»// [[new:in:13:35|(Ин.13:35)]]. **//Слова о трезвении. Его же Слово о духовной любви.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся** **Огня приидох воврещи на землю**, глаголет Спаситель, **и что хощу, аще уже возгореся**. То есть как желал бы Я, чтобы он уже горел! Что же это за огнь, столь вожделенный Пришедшему спасти человека? Без сомнения, не огнь разрушающий, но огнь оживляющий, огнь духа, ввергаемый в землю сердца, который, по выражению пророка, //разваряет и очищает, яко сребро и яко злато, и очистит сыны Левиины, то есть сынов сердца, и пролиет я, яко злато и яко сребро, и будут Господеви приносяще жертву духовную в правде// [[old:mal:03:03|(Мал. 3:3)]]. Сей Божественный огнь, которым Иисус Христос так желал воспламенить сердца человеков, горел уже тогда в собственном Его сердце как своем источнике, как то обнаруживают непосредственно за вышеприведенными следующие слова Его: **крещением же имам креститися**, то есть крестным страданием; **и како удержуся, дондеже скончаются** [[new:lk:12:50|(ст. 50)]]. То есть как Я томлюсь, доколе сие совершится! Что значит сие томление, как не то, что Его сердце горело желанием страдания и крестной смерти, дабы сею жертвою умилостивить Бога Отца и совершить спасение человеков? ===== Прп. Макарий Великий ===== **Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся** Как человек, находящийся в жару и одержимый огневицею, если подать ему самую сладкую снедь или сладкое питие, гнушается тем и отвергает; потому что жжет его и сильно действует в нем болезнь: так, подобно сему, распаляемые небесным, священным и честным духовным желанием, уязвленные в душе ревностью любви Божией, — когда тот Божественный и небесный **огнь**, который Господь пришел «**воврещи на землю**», и хощет, чтобы скорее он «**возгорелся**», начнет сильно в них действовать, разжжет их небесною приверженностью ко Христу, — по сказанному выше, все славное и высоко ценимое в веке сем признают достойным презрения и ненавистным, потому что огнь любви Христовой объемлет, разжигает и распаляет их преданностью к Богу и небесными благами любви, и ничто небесное, земное и преисподнее, не в состоянии отлучить их от любви сей, как засвидетельствовал Апостол Павел: «//кто ны разлучит от любве Христовы//», и так далее [[new:rim:08:35|(Римл. 8, 35)]]? //**Собрание рукописей типа II. Беседа 9.**// ---- Тот небесный **огнь** Божества, который христиане еще ныне, в веке сем, приемлют внутрь себя, в сердце, действуя внутрь сердца их, когда разрушится тело, начнет действовать совне, и снова сопряжет члены, совершит воскресение разрушенных членов. Как в Иерусалиме огнь, служивший на жертвеннике, во время пленения был зарыт во рву [[old:2mak:01:19|(2 Мак. 1:19)]], а когда настал мир, и возвратились пленные, тот же самый огнь как бы обновился, и стал служить по-прежнему: так и ныне этого ближнего нашего — тело, которое по разрушении обращается в тину, воспроизведет и обновит небесный огнь; он воскресит истлевшие тела. И внутренний, в сердце обитающий ныне огнь, тогда будет действовать совне, и совершит воскресение тел. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 11.**// ---- «**Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся**». Ибо возгорение духа оживотворяет сердца. Невещественный и Божественный огнь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терния и солому; потому что «//Бог наш огонь поядаяй есть//» [[new:evr:12:29|(Евр. 12, 29)]], «//во огни пламенне дает отмщение неведущим Его и непослушающим благовествования Его//» [[new:2sol:01:08|(2 Сол. 1, 8)]]. Сей огнь действовал в Апостолах, когда возглаголали огненными языками. Сей огнь облистал Павла гласом, и просветил его ум, омрачил же у него чувство зрения. Ибо не без плоти видел он силу оного света. Сей огнь видел Моисей в купине. Сей огнь в виде колесницы восхитил Илию с земли. Действенности сего огня взыскуя, блаженный Давид сказал: «//искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое//» [[old:ps:025:02|(Псал. 25; 2)]]. Сей огнь согревал сердце Клеопы и спутника его, когда говорил с ними Спаситель по воскресении. И Ангелы и служебные Духи причащаются светлости сего огня, по сказанному: «//Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ//» [[new:evr:01:07|(Евр. 1, 7)]]. Сей огнь, сожигая сучец во внутреннем оке, делает чистым ум, чтобы, возвратив себе естественную прозорливость, непрестанно видел он чудеса Божии, подобно тому, кто говорит: «//открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего//» [[old:ps:118:018|(Псал. 118, 18)]]. Поэтому, огнь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил. Будем молиться, чтобы огнь сей коснулся и нас; и тогда, ходя непрестанно во свете, даже и в малом чем-либо не преткнем ног своих о камень, но как светила, явившиеся в мире, будем содержать в себе глаголы вечной жизни, и наслаждаясь Божиими благами, упокоимся в жизни с Господом, прославляя Отца и Сына и Святого Духа. Ему слава во веки! Аминь. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 25.**// ===== Прп. Варсонофий Великий ===== **Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся** Приемлющий тот **огнь**, который Господь **приидох воврещи на землю**, не знает забвения и пленения, ибо всегда ощущает сей **огнь**. Возьми пример от чувственного огня. Если к человеку, находящемуся уже при смерти, приблизится огонь, он тотчас чувствует боль; и чем бы человек ни был занят, если упадет на него горящий уголь, он нимало не может уже оставаться в своем увлечении. Брат! Огонь никогда не угасает, иначе он и не был бы огнем. Если ты хочешь избавиться от забвения и пленения, то не иначе можешь того достигнуть, как стяжавши в себе духовный огнь, ибо только от его теплоты исчезают забвение и пленение. Приобретается же огнь сей стремлением к Богу. Брат! Если сердце твое день и ночь с болезнью не будет искать Господа, ты не можешь преуспеть. Если же, оставив все прочее, займешься сим, то достигнешь сего; ибо Писание говорит: //упразднитеся и разумейте// [[old:ps:045:11|(Пс. 45, 11)]], и проч. Да даст тебе Господь разуметь сие и подвизаться в сем. //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 274.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся** Что мы приемлем непокровенный огнь Божества, об этом послушай, как говорит Сам Господь: **огня приидох воврещи на землю**. Какой это другой огнь, кроме единосущного по Божеству Духа, с Коим вместе входит в нас и созерцается и Сын со Отцом? Но поелику Сын Божий и Бог воплотился уже однажды от Девы и родился от Нее телесно, паче слова и разума, и невозможно Ему опять воплощаться и рождаться телесно в каждом из нас, то что Он творит? Ту самую пренепорочную плоть, которую принял Он от Пречистой Марии Богородицы и в коей от Нее родился, преподает нам в таинстве, и, вкушая ее, мы имеем внутрь себя, разумеется каждый достойно причащающийся, всего воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Девы, Пренепорочной Марии, седящего одесную Бога и Отца, по слову Его же Самого: //ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем// [[new:in:06:56|(Ин.6:56)]]. Вселяясь же в нас, Он не познается сущим в нас телесно, яко плод чрева, как был в Пресвятой Деве, но есть бестелесно в нас, и соединяется с существом и естеством нашим неизреченно, и нас обоготворяет, так мы соделываемся сотелесниками Ему, бывая плоть от плоти Его и от костей Его. **//Слова (Слово 45-е).//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся** Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека. Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот **огонь**, который Господь наш Иисус Христос пришел **воврещи на землю** сердец человеческих, ибо "ничтоже тако устужает огнь, от Святого Духа вдыхаемый в сердце инока к освящению души, якоже сообращение и многословие и собеседование, кроме оного, еже со чады таин Божиих, еже к возвращению разума Его и приближению" (Прп. Исаак Сирин. Сл. 8). //**Поучения.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 49-50 **Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится** Ибо слово есть огонь, поедающий всякое вещественное и нечистое помышление и истребляющий идолов, из какого бы ни были они вещества. Разумеется и ревность по добру, возгорающаяся в каждом из нас. А может быть, и ревность, порождаемая Словом Божиим, не разнится от первой. Господь желает, чтобы сим-то огнем возгорелись сердца наши. Ибо мы должны иметь пламенную ревность по добру. - //"И как желал бы"// иначе: и сколь сильно желаю, чтобы он уже возгорелся! Ускоряет возжжение огня сего, подобно как и Павел говорит:// "духом пламенейте"// [[new:rim:12:11|(Рим. 12, 11)]], и в другом месте: //"ревную о вас ревностью Божиею"// [[new:2kor:11:02|(2 Кор. 11, 2)]]. - "//Крещением//" называет смерть Свою. Так как огонь этот имел возгореться не иначе, как после смерти Его, ибо оттуда возросла проповедь и ревность, то присовокупляет речь о смерти, называя ее крещением. Сильно желая ее, говорит: //"и как томлюсь",// то есть, сколько Я забочусь и томлюсь, пока сие совершится! Ибо Я жажду смерти за спасение всех. - Господь пришел низвести огонь не только на землю, на которой распространились Его учение и вера, но и на душу каждого, которая (сама по себе) есть терновная и бесплодная земля, но Словом Божиим возжигается как бы огнем и становится способной к принятию Божественных семян и духовноплодоносной. Ибо когда благодать Божия невидимо коснется чьей-нибудь души, то, кажется, она горит такой любовью к Богу, что нельзя и сказать. Так точно и Клеопа с его спутником, воспламеняемые невидимо огнем Божией благодати, говорили: //"не горело ли в нас сердце наше"// [[new:lk:24:32|(Лк. 24, 32)]]. Кто испытал такое состояние, тот поймет слова наши. А многие и часто испытывают оное при чтении Божественного Писания или житий святых отцев, то при убеждении и поучении от кого-нибудь, воспламеняясь душами к деланию добра, и одни пылают до конца, а другие тотчас же охладевают. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 49-50 **Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся? Крещением же имам креститися, и како удержуся, дондеже скончаются** Тут речь иносказательная. Огонь в Свящ. писании изображает собою бедствия, потрясения, перевороты [[old:ps:076:12|(Пс. 76:12]] [[old:ps:076:19|(19?);]] [[old:is:43:02|Ис. 43:2)]]. Здесь Господь им изображает более частные бедствия, т. е. семейные раздоры и разногласия, как это видно из дальнейших слов Его ([[new:lk:12:51|Лк. 12:51]] и дал). Слова: **огня приидох воврещи** (низвести) **на землю** не значат, что Иисус Христос, Который //есть мир наш// [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14,]] [[new:ef:02:16|16)]], пришел на землю для того, чтобы произвести раздоры и несогласия. Но это значит, что разделения среди людей необходимо должны произойти сами собой с пришествием Господа. Злоба людей, а не Он и Его Евангелие будут причиною сего. Св. Златоуст пишет: «Иисус Христос хотел, чтобы все люди были единомышленны в деле благочестия (религии), но как люди разделились, то и произошла брань. Хотя не Христос был причиною сего, но злоба человеческая; впрочем говорит, что Он Сам причиной сего. Такой образ выражения свойствен Писанию, ибо и в другом месте Писания сказано: дал им Бог //очи, чтобы видеть, а не видят// [[old:iez:12:02|(Иез. 12:2)]]. Так говорит и здесь». У еванг. Матфея, вместо слова **огонь**, употреблено //меч// [[new:mf:10:34|(Мф.10:34)]]. Св. Златоусте при сем замечает: «не сказал Иисус Христос: Я пришел принести брань, но, что гораздо ужаснее, меч. Он хотел приучить слух Своих учеников к жестким словам, чтобы они не колебались в трудных обстоятельствах: теперь никто не скажет что Он убеждал их лестию, скрывая от них трудности.» **И что хощу аще уже возгореся** (и как желал бы Я, чтобы он – огонь – уже возгорелся)! Этими словами Господь как бы так говорит: Если уже неизбежно, чтобы пришествие Мое, основание Мною нового царства на земле и распространение Евангелия сопровождались бедствиями и переворотами, враждой и разделением между близкими, то пусть бы уже возгорался этот огонь, т. е. пусть скорее бы это все наступало! Господь не желает зла человечеству; но так как оно должно сопровождаться величайшем благодеянием и неизбежно, то Он желает, чтобы оно скорее наступило (Мих.). **Крещением имам** (Я должен)** креститися** и пр. Здесь речь – тоже иносказательная. Крещением здесь называет Господь, как названы и у еванг. Матфея [[new:mf:20:22|(Мф. 20:22)]], страдания, которые Он должен принять, чтобы облагодетельствовать человечество, основав Свое спасительное царство. **И како удержуся** (и как Я томлюсь) **дондеже скончаются** (пока сие совершится)! И тут как бы так говорит Господь: «если неизбежны Мои страдания для спасения рода человеческого, то как бы желал Я, чтобы скорее наступили они! И как Я томлюсь в ожидании их!» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 49-53 **Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей** Господь только что сказал, что Его верным служителям необходимо непрестанно бодрствовать. Это увещание Он теперь обосновывает указанием на действие, какое должно повести за собою Его явление в человечестве: с Его пришествием должно наступить время трудной борьбы, которая произойдет между людьми при решении вопроса, стать ли им на сторону Христа или идти против Него. //«Огонь пришел Я низвести на землю»//. Под этим «огнем» нельзя понимать ни Святого Духа (древнее церковное толкование), ни Слово Божие с его очищающей силой, ни огонь преследований, испытывающий верующих, ни воспламененность Духа, появившуюся в некоторых людях под действием Христова учения, ни изображаемый далее (стих 51 и сл.) раздор как всепожирающий элемент. Во всех этих толкованиях не принимается достаточно во внимание само существо огня, а против последнего толкования говорит то обстоятельство, что раздоры дальше представляются не как пожирающие, а как разделяющие людей. Существо же огня состоит в том, что он разрушает вещи и истребляет все, что может быть истреблено, а неистребимое, не поддающееся его разрушительному действию очищает от всяких к нему приставших примесей. Определяя ближе значение огня, как он понимается здесь, мы должны видеть в нем духовную силу, которая разрушает настоящий строй мира, уничтожает в нем все тленное и противобожественное, и этим очищает сущность этого мира, и преображает его в новый, способный к вечному существованию. //«И как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»// Точнее: «и как сильно желаю Я...» (καὶ τί θέλω). //«Крещением должен Я креститься»//. Огонь этот возгорится тогда только, когда Христос совершит Свое служение, для которого Он пришел на землю... Здесь, конечно, имеется в виду крещение посредством страданий, так сказать погружение (βάπτισμα) в страдания (ср. [[new:mk:10:38|Мк.10:38]]). //«И как Я томлюсь...»// Томиться (συνέχεσθαι) – это значит иметь в душе постоянное беспокойство, тоску (ср. [[new:lk:21:25|Лк.21:25;]] [[new:2kor:02:04|2Кор.2:4]]). Здесь Христос выражает чисто человеческое чувство подавленности духа при мысли о предстоящих страданиях (ср. [[new:in:12:27|Ин.12:27;]][[new:mf:26:37| Мф.26:37]]). Если таким образом Христос говорит, что Он пришел «//бросить//» (по-русски – «//низвести//» – выражение более слабое) на землю огонь и желает, чтобы этот огонь уже зажегся, а потом продолжает, что Ему нужно креститься страданием, мысль о котором приводит Его душу в томление, то этим самым Он дает понять не только то, что Его страдание будет предшествовать возжжению того огня, но также и то, что оно необходимо для этого, что без Его страданий огонь не возгорится. Отсюда можно вывести заключение, что под огнем, который возгорится только после Его страданий и смерти, Господь имел в виду проповедь о кресте, которая для погибающих явилась соблазном, а для спасаемых – силою Божией (1Кор.1:18) и которая должна была действительно как огонь очистить мир от всего греховного. Пламя этой проповеди будет гореть до тех пор, пока грешники не будут окончательно попалены в последнем огне суда Божия и пока не появится новое небо и новая земля, в которых обитает правда ([[new:2pet:03:07|2Пет.3:7]], [[new:2pet:03:12|12–13]]). Как Христос через крещение, которое Он принял при самом выступлении Своем на мессианское служение, взял на Себя вину всего человечества, так в крещении страданиями Он понес на Себе ответственность за эту вину и восстановил человечество в его праведности, так как перенимая себе верою Его заслуги, мы действительно становимся праведными пред Богом: В этом и состоит причинная связь между страданиями и смертью Христа, с одной стороны, и возжжением огня – с другой. Чтобы объяснить эту образную речь, Господь далее (стих 51 и сл.) говорит ученикам, что Он пришел на землю не «//мир//» принести, а «разделение». Объяснение см. в комментариях к [[new:mf:10:34|Мф.10:34–36]], где это изречение имеет значение увещания учеников к самому крайнему самоотвержению, тогда как здесь оно приведено как содержащее в себе увещание к бодрствованию ввиду ожидаемого пришествия Христа для открытия Его Царства. [<10>]