[<10>] ====== Толкования на Лк. 13:11 ====== ===== Свт. Феолипт Филадельфийский ===== **Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться** Потому Евангелист называет женщину скорченной, что вместе с душой, тяготеющей к наслаждениям плоти, и тело, вопреки своему прямому положению, стало также склоняться вниз к земле. Ведь тело претерпело то же самое, что раньше претерпела душа, чтобы душа смогла, исходя из видимой немощи тела, почувствовать [свою] незримую болезнь. Душа благорасположилась к плоти, и тело склонилось к земле; связь души с телом породила наслаждение, а скорченность тела и [тяготение его] к земле произвели на свет муку: как душа и тело совместно наслаждались, так они вместе и мучились. Соответствуют этому и слова Исаии: //И преклонися человек, и смирися муж// [[old:is:02:09|(Ис 2:9)]]. Приклонился ум, [проис­шедший] свыше и рождённый, чтобы устремлять взор свой горе, а также предназначенный для того, чтобы вместе с собой вознести вверх и тяжеловесное бремя тела, пребывающего долу; а смирилось тело – согбенное и склонившееся к земле. Итак, //если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?// [[new:mf:06:23|(Мф 6:23)]]. Свидетельствует [о правильности] сказанного и количество времени наказания: ведь женщина пребывала в узах сатаны восемнадцать лет, не утруждаясь ни в делании заповедей, обозначаемым числом десять, и не прилагая попечения о будущем веке, на которое намекает число восемь. Можно соотнести с этим и сказанное пророком Давидом: //Преклонится и падет, внегда ему обладати убогими// [[old:ps:009:31|(Пс 9:31)]]. [Человек] преклонится мыслью вследствие дружбы с тем, что принадлежит веку настоящему, а вместе [с мыслью его] преклонится также и тело вследствие неделания добра. Причина [этого] заключается в том, что преклонившийся вместе [с душой] ум, обладающий властью [над ней], восстаёт вследствие [своей страстной] любви к плоти против заповедей Того, Кто обнищал ради воспринятой от нас плоти, чтобы мы обогатились Божеством воспринявшего [наше естество] Христа. Сама же женщина является образом тех из иудеев, которые веруют во Христа. Ибо уверовавшие из них были до Пришествия [во плоти] Христа скорченными и мыслью, и сгибались [под игом] дел, исполняемых в соответствии с законом [Моисея]; а будучи привержены к букве [Писания] и следуя телесному закону, они были не в силах устремлять взор свой горе к духу [закона]. Когда Тот, Кто пребывал горе, оказался долу, чтобы дольнее сочетать с горним, и когда истинный Свет засиял для пребывающих на земле, разгоняя прообразы и тени и являя зрелую красоту духа, – тогда те, которые не были скованы узами зависти и которые не притупили зрение души мглой буквы, притекли ко Христу. Ибо подобно скорченной освобождаются они властью Христовой от немощи закона, сковывающего Израиль восемнадцать лет; иносказательно понимаемое, [это число означает следующее]: восемь – обрезание на восьмой день [[old:gen:17:09|(Быт 17:9–14)]], а десять – десятый день, в который брался агнец в жертвоприношение для празднования Пасхи [[old:ish:12:01|(Исх 12:1–14)]]. Они, разумеется, [теперь] привязаны ко Христу, Который через крещение обрезывает всякий грех и через Крест приносит Себя в жертву за нас, удаляя грех от [всего] мира. Ибо от таинства Домостроительства по Христу и от того, что невероятным образом было совершено Им, они познали следующее: символы закона и возвещания пророков осуществляются во Христе. Кроме того, [эти иудеи познали, что] закон буквы немоществует по сравнению с совершенством, а совершенство и исполнение закона есть Сам Христос, ведь Он говорит: //Я пришел не нарушить, но исполнить закон// [[new:mf:05:17|(Мф 5:17)]]. Поэтому они, оставив телесный закон как [своего] детоводителя, достигли Законоположника и буквы, и духа, став причастниками духовного закона. **//Увещевания. Духовное толкование чуда [исцеления] скорченной женщины, возводящее к таинству наилучшего образа жизни.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться** //Что в Евангелии означает женщина, которая была скорчена восемнадцать лет?// Посредством скорченной женщины обозначается душа,тремя своими силами привязанная к чувственному. Ведь если число шесть — ибо за шесть дней был приведен к бытию чувственный мир — помножить на три, то получится восемнадцать. Если эта душа посредством покаяния придет к Слову и Богу, то сделается здоровой — не согбенной более к земному, а рассматривающей небесную красоту. //**Вопросы и затруднения.**// ---- <...> скрюченная женщина есть естество или душа, которые через прельщения диавола склоняют к материи всю силу духовного делания. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться** См. Толкование на [[new:lk:13:10#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 13:10]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и се, жена бе имущи дух недужен лет осмьнадесять, и бе сляка и не могущи восклонитися отнюд** См. Толкование на [[new:lk:13:10# prot_ioann_buxarev|Лк. 13:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться** См. Толкование на [[new:lk:13:10#lopuxin_ap|Лк. 13:10]] [<10>]