[<10>] ====== Толкования на Лк. 13:14 ====== ===== Свт. Феолипт Филадельфийский ===== **При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний** Премудро [было устроено так, что] исцеление скорченной [женщины] совпало с субботой, так как Творец, Законоположник и Исцелитель являет [этим], что исправление и преуспеяние каждого [человека] свершается в седьмеричном веке сем, а тот, кто в настоящей жизни не отвратился от порока и не омыл себя через покаяние от позорных пятен [греха], но соизмерял свою жизнь с похотями плоти, собирает для себя ожидающие его в будущем веке кары. Однако Бог Слово, понесший нас по [Своему] Человеколюбию и богоприлично свершающий дела этого Человеколюбия, исцелял тела и спасал, и через это приводил людей к боговедению и боголюбию: Он творил чудеса и в субботу, являя тем самым, что Он есть истинная и духовная Суббота. Ведь Он есть Расторгающий грех, Он – Умерщвление страстей, Источник добродетелей и Отдохновение подвизающихся. Ибо говорит: //Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас// [[new:mf:11:28|(Мф 11:28)]]; также: //Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим и возьмите иго Мое на себя// [[new:mf:11:29|(Мф 11:29)]]. Если заповеди Христовы есть иго, то это благое [иго], и если послушание соответственно Евангелию есть бремя, то оно – лёгкое, поскольку //заповеди Его нетяжки// [[new:1in:05:03|(1Ин 5:3)]]. И что говорят на это начальники синагоги, книжники, фарисеи и учители иудейского народа? – **Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний**. Уязвлённые недоброжелательством и ослеплённые завистью, они не ведают смысла законоположения о субботе; наоборот, творя зло, они отвергают закон и презирают Бога, представляя день субботний несовершенным и бесчестя его [своим] кажущимся почтением. Закон разделил дни недели и шесть из них определил для телесного труда, а седьмой – для труда душевного. Ибо человек, однажды отстав от духовных дарований и покинув размышление о [вещах] Божественных, впал в похоть земных [вещей], посвятив себя суете телесного удовольствия. И для того, чтобы человек вследствие совершенной праздности не впал в чудовищные похоти и не предал себя целиком попечению о страстях, закон замкнул мысль его в течение шести дней [недели] на труде, [осуществляемом] посредством [ремёсел], дабы человек, усиленно утруждая себя ради питания и защиты тела, полностью воздерживался от пороков. Поскольку человек двойственен, состоя из души и тела, то [Бог] уделил субботний день для исцеления души, чтобы седьмой день был посвящён священным собраниям, божественным гимнам, святым песнопениям, чтениям [Писания] и всякому иному благому делу, [совершаемому нами] по отношению друг к другу, – [подобным образом] душа [духовно] насыщается, познаёт Благодетеля всего и сохраняет [в себе] на протяжении [следующих] трудовых будней память о том, что определено в законе. Ибо если не позволено в субботу благотворить через деяния духовные ни самому себе, ни ближнему, то иудей не может в таком случае ни воспевать Бога, ни молиться, ни посвящать своё время чтению [Писания]; он также не может ни есть, ни пить, ни спать, ни стоять, ни двигаться, ни сидеть. Он может быть только привязанным к постели. Ибо из этих [перечис­лен­ных] дел одни суть дела веры, а другие – дела естества. Если они не совершаются, на что полезное тратить субботний день? Впрочем, закон простирает милость в субботу и на скотов. И это опять же для отдохновения человека, ради которого произошло как всё другое, так и суббота. Ибо закон предписывает оказать подобающую помощь животному, которого в субботу подстерегает опасность, а если животное пребывает в здравии, давать ему [всё необходимое] для жизни. Тот, кто делает это, соблюдает [тем самым] закон, объявляет о [своём] сочувствии закону и прославляет Законодателя. А разве тот, кто осуществляет в субботу исцеление человека и [содействует его] спасению, не изъясняет смысл закона, не снимает делами [своими] покров с тайны названия субботы и тем самым не отверзает ум для постижения духа закона? Разве он расторгает закон, оскверняет субботу и вводит противоположный закон? Посмотри, разве те, которые лицемерно относятся с уважением к закону, не мыслят противно закону и не говорят противоположное ему? Рассмотри, как порок зависти мешает иудеям познать истину и [заставляет их] противостоять ей. Ведь каждый из них должен был сам по себе понять внутреннее намерение закона, поскольку [Писание] гласит: //Удивися разум Твой от мене// [[old:ps:138:06|(Пс 138:6)]]. **Есть шесть дней, в которые должно делать**. Есть шесть книг: Пятикнижие Моисеево и [книга] пророков. Их можно читать просто и блюсти их буквальный смысл. Прочитывая эти книги буквально и воспринимая их телесным образом, вы с удовольствием исцелите тела, но не исцелитесь душой в день субботний и мысль ваша не продвинется дальше буквального повествования. [Слово] **суббота** означает покой, и понимающий таинство субботы прекращает и заставляет бездействовать закон. [Ибо следует помнить, что] осуществляющий дела благодати приводит в бездействие дела закона, а любящий Новый Завет не исполняет [Завет] Ветхий. **В шесть дней приходите исцеляться, а не в день субботний**. – Изрекающий это [как бы] говорит: “Пребывайте в прообразе и не поспешайте к истине; покрывайте себя тенью и не устремляйте взор свой к свету; помышляйте о плоти и отложите попечение о душе; обратите всё внимание своё на букву и не исследуйте дух [Писа­ния]”. – Таков смысл речений начальника синагоги. Субботний день есть завершение недели, ибо когда эта суббота прибавляется к предшествующим шести дням, то получается число семь. Название субботы означает покой, поскольку Бог в шесть дней создал всё, а на седьмой день почил от всех дел [Своих] [[old:gen:02:02|(Быт 2:2)]]. Суббота указывает [ещё] на будущий век: [именно] в субботу происходит удаление каждого [человека] от прожитой жизни. Ведь как день субботний, когда он наступает, дарует отдохновение от телесных усилий тем, кто тяжко трудился в предшествующие дни [недели], пробуждая их для божественных песнопений и толкований [Священного Писания], так и будущий век упокоевает тех, которые здесь подвизались ради добродетели и, удостоившись наград, отправились в ту жизнь с духовными припасами. [Можно ещё сказать, что] седьмой день, взятый в своей единичности, намекает на девство и эскизно набрасывает начертание ангельской жизни, провозглашая готовность к нескончаемому веку, ибо в воскресении все пребывают, как Ангелы [[new:mf:22:30|(Мф 22:30)]]. [Далее], субботний день как седьмой [день недели] являет седьмиричное действие даров Духа. Как этот седьмой день упокоевает телесные труды и побуждает истинных блюстителей закона к духовным способам [молитвы] и к песнопениям, так и Евангельский закон двояким образом побуждает подвижников благочестия: он, с одной стороны, дарует успокоение страстей, умерщвляя и порабощая плоть, а, с другой стороны, укрепляет душу для преуспеяния в добродетелях, усиливая также ум, чтобы держать в его власти плотские похотения. Именно поэтому Христос большинство [Своих] чудес (и наиболее великие из них) совершал в субботу, внушая иудеям посредством этого дня [высшее] ведение, чтобы увести ум их от дебелого помышления, обратив его к [вещам] духовным. **//Увещевания. Духовное толкование чуда [исцеления] скорченной женщины, возводящее к таинству наилучшего образа жизни.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 14-17 **При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его** В то время как женщина, так легко стряхнувшая с себя тяготевшее на ней бремя, в восторге прославляла Бога; в то время как собрание народа предавалось ощущениям справедливой радости при очевидном действии Божественной благодати, ясно открывшейся избавлением страдалицы от угнетавшего и истомившего ее бедствия, в это время старейшина сонмища пришел в негодование. Он не видит чуда! Он не видит исцеления! Он не видит Искупителя и Спасителя человеков! Он не видит действующего Святаго Духа! Он даже не видит богоугодного человека: мысленное око его извращено какою-то непонятною и непостижимою адскою силою! Он увидел в действии Бога преступление Божия Закона. Придирчиво он нашел труд и работу в беструдном исцелении болящей и направил в самообольщении своем против этого исцеления заповедь Божию, повелевавшую заниматься трудами и работами в шесть дней недели, воспрещавшую занятие ими в день субботний. Сущность дела состояла в том, что старейшина собора был фарисей, по крайней мере по душевному своему настроению, и увидев, по его мнению, человека, служителя Божия, подкрепляющего свое сильное слово чудом, воспалился завистью. Причиною зависти были гордость и тщеславие: старейшина хотел первенствовать во мнении народном своею земною правдою. Первенство это беструдно получает явившаяся Небесная Правда; старейшина, чтоб сохранить свое неправильное первенство, восстает против Небесной Правды, старается унизить, оклеветать ее, чтоб прикрыть гнусность своего поведения личиною справедливости, представляется ревнителем закона. Сердцеведец Господь обличил фарисея. Он назвал поведение его лицемерством. Доказал опытом неспособность лицемера к вере во Христа, к принятию Искупителя старшина сонмища иудейского. Эта тщеславная душа, жаждавшая похвал и человеческого почитания, сознавшая себя достойною их, не могла стерпеть, что невольные похвалы и удивления человеков привлечены были совершившимся пред всеми чудом. Эта душа воскипела завистью. Отвергнуть чудо было невозможно: она стремится унизить его, уничижить его, возведя на Божие чудо обвинение в нарушении Божия Закона. Лицемер с решительностью вступает в богоборство, с решительностью приступает к хуле на Святаго Духа и произносит ее. Если совершивший чудо был благодатный человек, то фарисей уничижил и похулил благодать Духа. Если же совершивший чудо был Богочеловек, то фарисей вступает в явное противление Богу. Истинного чуда невозможно совершить человеку самим собою: оно совершается благоволением и действием всесвятаго Бога и потому быть противным воле Божией и Закону Божию никак не может. Обвинение и уничижение Божия знамения фарисеем служит только обнаружением его умственного омрачения и сердечного ожесточения, произведенных греховною жизнью. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний** См. Толкование на [[new:lk:13:10#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 13:10]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Отвещав же старейшина собору, негодуя, зане в субботу изцели (ю) Иисус, глаголаше народу: шесть дний есть, в няже достоит делати: в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный** Фарисеи на основании так называемых преданий старцев (об этих преданиях (чит. в объясн. [[new:lk:11:38|Лк. 11:38]]) до того простирали покой субботы, что считали грехом лечить больных в этот день, и нередко негодовали на Иисуса Христа за то, что Он исцелял этих несчастных в субботу. По всей вероятности, и начальник синагоги был фарисей. На это указывает и слово //лицемер//, которым назвал его и нередко называл фарисеев Господь. «Такова сила предрассудка, замечает при этом еписк. Михаил, что иногда совсем ослепляет человека. Господь творит чудеса в субботу, а творить чудо истинное может только чрезвычайный посланник Божий, к которому благоволит Бог; но такой человек не может быть оскорбителем закона: таково здравое рассуждение! А Господа Чудотворца упрекают в нарушении закона о субботе!» //Шесть дней работай и делай в них всякие дела. А день седьмой суббота Иегове Богу твоему, и не делай в оный никакого дела// [[old:ish:20:09|(Исх. 20:9-]][[old:ish:20:10|10)]], говорит Господь в 4-й заповеди Своего закона. Но это говорится об обычных житейских работах, а начальник синагоги толкует так, что и дел благотворительных, даже чудес нельзя совершать в субботу и исцеляться чудотворною силою небесного посланника Божия не должно в этот день. Ослепление странное, но понятное в людях, привязанных к букве и слепых для уразумения духа. (Мих.) «Закон запретил дело работное в субботу, а не такое, чтобы словами воздвигнуть скорченную женщину. Если это уврачевание женщины называешь ты трудом, то и ты также трудишься, когда обвиняешь врачевание» обращаясь к начальнику синагоги, пишет св. Кирилл Александрийский. И Господь ясно и сильно обличает начальника, называет его прямо лицемером, потому что, по толкованию Златоуста, он только показывает себя хранителем закона, внутренно же был хитрец и завистник. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний** См. Толкование на [[new:lk:13:10#lopuxin_ap|Лк. 13:10]] [<10>]