[<10>] ====== Толкования на Лк. 13:24 ====== ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут** См. Толкование на [[new:lk:13:23#sschmch_onufrij_gagaljuk|Лк. 13:23]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут** Слава Богу, что есть путь в Царствие Небесное, хотя и тесный; будет время, что и этого не будет. Домувладыка небесный и земной встанет и затворит двери, и тогда хотя бы и хотел кто войти в Царство Небесное, да не заможет. Пока двери еще не заперты, старайтесь пробираться. Тесный путь есть путь правды, а широкий – неправды. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут** См. Толкование на [[new:lk:13:23#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 13:23]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **подвизайтеся внити сквозе тесная врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут** Образ взят от устройства домов или древних городов. Царство Божие или Церковь Христова представляется здесь в виде дома, в который, кроме больших главных дверей, ведет еще узкая, тесная дверь; или – города, окруженного стенами с разными воротами в них, и одни из ворот, которые вели на главные и многолюдные улицы, были широкие, другие, которые вели в улицы более уединенные, были узкие. Учение о пути в Царство Небесное находится и в Евангелии Матфея, но там оно несколько пополнее, чем у Луки, и высказано само по себе, а не вследствие вопроса: //входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их// [[new:mf:07:13|(Мф. 7:13-]][[new:mf:07:14|14)]]. Широкие врата и пространный путь, это – образ греховной жизни, жизни по своей греховной воле, без ограничения и стеснения ее, без отказа себе в чем-либо, которая обыкновенно влечет к погибели в аду [[new:2pet:03:07|(2 Пет. 3:7;]] [[new:evr:10:39|Евр. 10:39)]]. И идущих по этому пути и этими вратами много, так как грех обыкновенно сильно увлекает нерадящих о своем спасении тесные же врата и узкий путь, это – образ добродетельной жизни, ведущей в жизнь блаженную в раю [[new:mf:25:45|(Мф. 25:45)]], т. е. жизнь не по своей воле и по своим желаниям, не в угоду себе, а по заповедям Божиим, и мало людей идет этим путем: так как это – путь постоянной борьбы с собой, многих лишений и скорбей, путь разных искушений и постоянного покаяния. Узкими вратами Господь называет искушения, как произвольные, напр, пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы: узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и пр.», пишет блаж. Феофилакт. «Кто гордится пред другими, кто прельщается земными благами, кто не делится с ближними своим добром, у кого тело любит негу и покой, кто не может и одного обидного слова перенести, те, значит, идут не узкими вратами, а широкими, идут не тесным путем, а пространным», учит один из святителей (Филар.). «Стесняй себя во всем, поучает еписк. Феофан, это и будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтобы отворить ее и протесниться сквозь нее. Как да чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: не гневайтеся всяко, и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию Небесного неумолимым в отношении к тебе, и стесни тем свою заносчивость. Так – в отношении ко всякому порочному движению.» В частности под тесными вратами разумеется вход для евреев Христова времени в Его царство – вход чрез покояние и самоотвержение, а между тем они были так нравственно испорчены и имели такое множество неправильных понятий о Мессии. **Мнози, глаголю** (говорю) **вам, взыщут взыти** (поищут войти), **и не возмогут**. Это значит, что многие из евреев пожелали бы войти в Царство Христово и из христиан войти в рай для блаженства, но не войдут. Почему не войдут? Это далее указывает Господь: с одной стороны, потому, что уже будет поздно [[new:lk:13:25|(Лк. 13:25)]], а с другой, потому, что не будут достойны того [[new:lk:13:26|(Лк. 13:26-]][[new:lk:13:27|27)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут** (См. [[new:mf:07:13|Мф.7:13]]). Евангелист Лука усиливает мысль Матфея, так как у него поставлено вместо «//входите//» – «//подвизайтесь войти»// (ἀγωνίζεσθε εἰσελθεῖν), что предполагает сильное напряжение, которое потребуется для вхождения в славное царство Божие. //«Многие поищут войти»// – когда уже минует время домостроительства спасения. //«И не возмогут»//, потому что в свое время не покаялись. **//Толковая Библия.//** [<10>]