[<10>] ====== Толкования на Лк. 14:7 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 7-11 **Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится** Видишь ли, каковы вечери (ужины) Христовы, как они обращаются на пользу душ, а не на пресыщение чрева? Ибо, смотри, уврачевал Он страждущего водянкой, научил фарисеев тому, что творить добро в субботу есть благое дело. Потом, когда увидел, что они делают шум из-за сидения в передних местах, врачует и эту страсть, происходящую не от малой причины, но от великой и неудобоизбежной, то есть от тщеславия. И никто не считай учение о сем маловажным и недостойным величия Божия. Ибо ты отнюдь не можешь назвать человеколюбивым врачом того, кто лечить подагру и какую ни есть важную болезнь обещается, а ушиба пальца или зубной боли лечить не берется. Потом, как считать маловажной страсть тщеславия, когда она во всех отношениях беспокоит любящих садиться на передних местах? Итак, нужно было Учителю, Начальнику и Совершителю смирения, – Христу, нужно было пересечь всякую ветвь этого злого корня – тщеславия. Прими, пожалуй, во внимание и то. Если бы теперь не время стола было и Господь заговорил бы о сем, оставив речь о прочем, то могли бы Его упрекнуть: а теперь, когда время было ужина и когда страсть к первенству мучила несчастных в глазах Спасителя, Его увещание весьма благовременно. Смотри с другой стороны и на то, от какого посмеяния освобождает Он человека и как научает его благоприличию. Ибо сколько стыда в том случае, если ты займешь место, тебе неприличное, а потом придет кто-нибудь почетнее тебя, и звавший тебя скажет: "**уступи ему место!**" А это (может случиться) часто. И ты сам должен будешь уступить, а те сядут выше. Напротив, сколь похвально то, когда достойный первого места в начале сядет ниже других, а потом окажется председательствующим, так что все уступают ему первенство. Ужели же тебе кажется маловажным такое убеждение Господа, которое предписывает высочайшую из добродетелей – смирение, поселяет оное в душах слушателей и покорного ему приводит к благоприличию? Тому же учил впоследствии и ученик Христов Павел: //"все//, – говорит, – //должно быть благопристойно и чинно"// [[new:1kor:14:40|(1 Кор. 14, 40)]]. Как же это будет? //"Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других"// [[new:fil:02:04|(Флп. 2, 4)]]. Видишь ли, ученик проповедует то же, что и Учитель? – Как разуметь слова: "**всякий возвышающий сам себя унижен будет**"? Ибо многие, сами себя возвышающие в жизни сей, наслаждаются честью. **Будет унижен** означает то, что кто в мире сем пользуется большой честью, тот жалок и низок пред Богом. Притом таковой бывает в чести не до конца и не у всех, но сколько одни уважают его, столько же другие поносят, может быть и из тех самых, кои уважают его. Итак, это изречение истины справедливо. И всякий недостойный высокого места, но присвояющий оное себе, будет унижен и пред Богом во время последнего суда, хотя бы в сей жизни был и выше всех. – По природе же всякий человек недостоин возвышения. Поэтому пусть никто не возвышает себя, чтобы не быть униженным до крайности. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Глаголаше же к званным притчу, обдержя, како председания избираху, глаголя к ним** **Глаголаше** (сказал) **притчу** – притчу не в собственном смысле, а наставление, назидание (о притчах чит. в объясн. [[new:lk:05:36|Лк. 5:36]]), по поводу того, что отличавшиеся гордостью и честолюбием, фарисеи, садясь за стол, выбирали первые места (**председания избираху**. Чит. [[new:mf:23:06|Мф. 23:6]]), т. е места ближайшие к хозяину, который обыкновенно занимал первое, – среднее место стола. (Мих). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу** Исцеление больного водянкой совершилось, очевидно, до того, как гости сели за стол. Теперь, когда все успокоилось, гости стали усаживаться за стол, выбирая себе первые или ближайшие к хозяину места (ср. [[new:mf:23:06|Мф.23:6]]), Господь наблюдал за этим со вниманием (ἐπέχων) и сказал по этому поводу притчу. Это, впрочем, не притча в общем смысле этого слова (ср. [[new:mf:13:03|Мф.13:3]]), потому что здесь Господь прямо обращается к слушателям с наставлением (//«когда ты...»//), а простое нравоучение, которое и не требовало даже особого пояснения, – так оно всем было понятно. [<10>]